В недавно представленном докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Астраханской области за 2021 год отдельно затрагиваются темы медицины. Так, омбудсмен отметил, что, несмотря на принимаемые меры по модернизации первичного звена здравоохранения, доступность медицинской помощи для астраханцев, к сожалению, оставляет желать лучшего. Судя по жалобам, значительное число астраханцев столкнулись с длительностью ожидания бригад скорой медицинской помощи: от 2 до 8 часов. По информации регионального министерства здравоохранения, причины этому следующие:
- бригады СМП стали выполнять несвойственные им функции: перевозка пациентов на КТ и ожидание результатов обследования, которое проводится в 9 медицинских учреждениях;
- транспортировка в инфекционные госпитали, многие из которых находятся в районах Астраханской области, всего 10 госпиталей (АМОКБ, ОДКБ, ОИКБ, ГКБ №3 — 3 госпиталя, Наримановская районная больница, Красноярская районная больница, Камызякская районная больница, Икрянинская районная больница, Черноярская районная больница, Ахтубинская районная больница);
- после обслуживания пациента, в том числе с подозрением на короновирусную инфекцию, определенное время занимает дезинфекция, обработка автомобиля СМП, смена СИЗов всеми сотрудниками бригады СМП, включая водителя;
- увеличилось количество пациентов, нуждающихся в кислородной поддержке и дальнейшей транспортировке в инфекционные госпитали, почти все больные с дыхательной недостаточностью транспортируются на носилках;
- для эвакуации тяжелых пациентов с короновирусной инфекцией из районов области применяется санитарная авиация – вертолет АНСАТ
При этом отмечено в докладе, облминздрав не упоминает тот факт, что по состоянию на декабрь минувшего года в Центре медицины катастроф и скорой медицинской помощи вакантно 17 ставок педиатров, 15 ставок анестезиологов-реаниматологов, 20 ставок фельдшеров скорой и неотложной помощи, 8 ставок фельдшеров специализированных выездных бригад анестезиологии-реанимации. Безрадостно кадровый вопрос стоит и в отделениях скорой медицинской помощи районных больниц.
По-прежнему в течении года поступали жалобы астраханцев на условия получения медицинской помощи. Так, гражданин Л. указывал на ненадлежащую температуру в процедурных кабинетах городской поликлиники № 3. После обращения Уполномоченного медицинским учреждением совместно с управляющей компанией ООО «Многоэтажник» произведен ремонт действующей системы отопления с заменой циркуляционного насоса.
Гражданка З., находившаяся на стационарном лечении в Капустиноярской участковой больнице, столкнулась с полным отсутствием в данном медицинском учреждении лекарств, назначенных лечащим врачом, медицинских изделй: шприцов, систем для капельниц. Все это заявительница была вынуждена приобрести за счет собственных средств.
Были в минувшем году и случаи, когда граждане обращались к Уполномоченному с просьбой ускорить получение высокотехнологичной медицинской помощи или посодействовать в прохождении всесторонних медицинских осмотров.
Вопрос лекарственного обеспечения льготных категорий населения стал для граждан острым как никогда. В 2020 году наблюдались перебои, в основном, с поставкой инсулинов и иных препаратов для граждан, страдающих диабетом. В 2021 году проблема только усугубилась: речь шла десятках препаратов самой разной направленности. Гражданин К. сообщил, что его ребенку необходимо ежедневно принимать рекомбинантный гормон роста соматропин. Однако с начала года в области начались перебои в его получении, а затем и вовсе последовали отказы в выдаче соответствующего рецепта. Министерство здравоохранения Астраханской области объяснило ситуацию тем, что завод-производитель в какой-то период прекратил выпуск препарата. После обращения Уполномоченного в адрес депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.А. Огуля, ребенок был обеспечен необходимым препаратом.
Гражданка П. сообщила, что препараты, необходимые её мужу, инвалиду второй группы, уже несколько месяцев находятся на отсроченном обслуживании. После внесенного территориальным органом управления Росздравнадзора по Астраханской области предписания в адрес министерства здравоохранения все препараты были получены. Тем не менее, заявительница на этом не остановилась и решила добиваться компенсации за самостоятельно приобретенных лекарственные средства. При содействии Уполномоченного П. и ее супруг смогли отстоять свое право и выиграли в суде оба дела к министерству здравоохранения. Благодаря помощи Уполномоченного возместить понесенные на лекарства расходы смог и гражданин З., который не мог получить жизненно необходимый ему лекарственный препарат с января по май 2021 года.
Положительным видится практика присуждения таким гражданам не только суммы понесенных расходов, но и компенсация морального вреда. В июле минувшего года гражданка Э. сообщила, что в аптеках отсутствуют препараты «Хлорпромазин» и «Галоперидол», необходимые для лечения пациентов с психическими заболеваниями. В ходе проведенной проверки было установлено, что последний аукцион на закупку препарата «Галоперидол» проводился региональным минздравом в апреле текущего года, но после того, как он был признан несостоявшимся, новые попытки осуществить закупки не предпринимались. Данная информация была доведена до прокурора Астраханской области, после чего ряд граждан были обеспечены вышеуказанными препаратами.
Тем не менее, жалобы на отсутствие в аптеках лекарственного средства «Галоперидол» продолжили поступать и позднее. Было установлено, что последняя поставка указанного средства была в июне 2021 года в количестве 100 упаковок. Естественно, данного количества недостаточно для обеспечения всех граждан, нуждающихся в данном препарате. Все складывается таким образом, что длительное время граждане, страдающие психическими заболеваниями, находятся без необходимого лечения. Также, по информации ГБУЗ АО «ОКПБ», в минувшем году неоднократно возникали ситуации, когда пациентам в аптечной сети по выписанным рецептурным бланкам вместо масляного раствора «Галоперидол-деканоат» пролонгированного действия, предназначенного для противорецидивной терапии в амбулаторных условиях, выдавался водный раствор «Галоперидола» для внутривенного и внутримышечного введения пациентам, применяемый в стационарных условиях с антипсихотической целью и купирования психомоторного возбуждения.
Достаточно поучительной и важной является ситуация с гражданином О. В связи с имеющимся у него хроническим заболеванием – диабет 1 типа, ему в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи была установлена инсулиновая помпа. В соответствии с перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, О. были выданы инфузионные наборы и резервуары к помпе. В предоставлении сенсоров для мониторирования глюкозы, инфузионных системы Квик-сет, тест-полосок было отказано в связи с их отсутствием в вышеуказанном перечне.
При этом крайне важен тот факт, что использование инсулиновой помпы без данных медицинских изделий невозможно, в связи с чем утрачивается весь смысл оказанной высокотехнологичной медицинской помощи.
В адрес облминздрава было направлено ходатайство об обеспечении гражданина недостающими медицинскими изделиями, которое было оставлено без удовлетворения. Однако решением Ленинского районного суда Астрахани был удовлетворен иск прокуратуры Кировского района Астрахани – об обязании облминздрава обеспечить О. прибором для установления инфузионного набора и сенсором для контроля уровня глюкозы. В качестве обоснования принятого решения суд указал именно на тот факт, что для обеспечения жизнедеятельности гражданина необходимы все препараты и средства медицинского назначения, определенные решением врачебной комиссии, даже если они и не входят в соответствующий перечень. Это очень важный прецедент.
Отдельное внимание в минувшем году привлекла доступность сети аптечных организаций для граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение. В начале года был осуществлен выезд в ряд аптечных учреждений, подведомственных ГАУ АО «Астраханские аптеки».
Поводом для проверки стала жалоба гражданки П. на то, что в микрорайоне Бабаевского в конце 2020 года закрылся пункт льготного обеспечения лекарственными препаратами. С данного момента все лица, имеющие право на бесплатное предоставление лекарств и проживающие в указанном микрорайоне, прикреплены к аптеке по улице Яблочкова, 36, что не устраивает самих граждан – необходимо ехать более 20 минут на общественном транспорте, частые очереди.
Согласно письму облминздрава, полученному в феврале на наш запрос, аптечный пункт для предоставления льготных лекарственных препаратов, должен быть организован в марте минувшего года в помещении городской поликлиники № 5 по улице Бабаевского, 35/4. Однако ни в марте, ни в июне и даже ни в сентябре аптечный пункт так и не был открыт. Запуск столь необходимого для граждан объекта регулярно откладывался, причем без указания конкретных причин. В итоге открытие аптечного пункта состоялось только в ноябре 2021 года – практически на 10 месяцев позже, нежели это было обещано.
Аналогичная проблема волновала и жителей микрорайона «Спутник»: обещанный аптечный пункт в поликлинике по улице Софьи Перовской, 71 был открыт позже обещанного срока. В целом работа аптечных учреждений нашего города и региона в целом вызывает множество вопросов. Это и многочасовые очереди, и отсутствие доступной среды для маломобильных групп населения, и зачастую грубое обращение фармацевтических работников. Так, гражданин Л. в своем обращении подчеркнул, что дозвониться до аптеки по тем номерам телефонов, которые в ней вывешены, невозможно.
На горячей линии единого контакт-центра по вопросам здравоохранения заявителю разъяснили, что аптека сама должна оповестить его о поступлении лекарств, но, когда он сообщил об этом её сотрудникам, последние в грубой форме сказали, что такой обязанности у них нет.
Проведенный выезд в учреждения, подведомственные «Астраханским аптекам», также показал наличие различных нарушений и недочетов в их работе. К примеру, аптечный пункт, к которому прикреплены пациенты городской поликлиники № 8» – поликлиническое отделение № 1 и женская консультация – располагается на территории вышеуказанного медучреждения. При этом, если раньше функционировал главный вход и аптечный пункт находился непосредственно возле него, то тогда он был закрыт, а доступ осуществлялся с торца здания. Следует отметить, что на пути движения граждан к аптечному пункту находится кабинет для сдачи мазка на COVID-19. Масочный режим соблюдается не всеми гражданами.
Аптека № 1 по улице Ленина, 19, в которой обслуживается значительное количество граждан, в целом практически недоступна для инвалидов и иных маломобильных групп населения: высокая лестница, отсутствие пандуса, плохо заметная и при этом не работающая кнопка вызова персонала.
Читайте также:
ЖКХ, трудовые отношения, свалки: главное из доклада астраханского омбудсмена
Арестанты и «карательная психиатрия»: важное из доклада астраханского омбудсмена
Полиция и приставы: выдержки из доклада астраханского Уполномоченного по правам человека
Реновация по-астрахански. Омбудсмен – о ситуации с аварийным жильем
Инвалиды и власть. О нарушениях прав астраханцев с ограниченными возможностями здоровья
Губит людей вода. Астраханский омбудсмен – о ситуации с водоснабжением
«Коммуналка» и «управляшки»: главное из доклада астраханского омбудсмена
Омбудсмен доложил о ситуации с пособиями и пенсиями в Астрахани
Астраханский уполномоченный по правам человека назвал проблемы в сфере медицины
Омбудсмен Спицын обратил внимание на странности с коронавирусом в Астраханской области
Омбудсмен поведал о нарушениях прав арестантов в Астраханской области. Начало