Астраханцы любили Масленицу во все времена

Масленица – весёлый и поистине народный праздник. В советские времена, когда даты и события, привязанные к церковному календарю, не поощрялись, а в особые исторические периоды и вовсе были под запретом, для Масленицы делалось исключение.

Масленичные традиции трансформировалась на протяжении нескольких веков, но глубинная суть оставалась единой – это символические проводы долгой зимы и радость прихода долгожданной весны. С принятием Руси христианства Масленичная или Сырная неделя стала служить подготовкой к Великому Посту, во время которого на протяжении 48 дней верующий человек готовится к главному событию года – Пасхе, возвещающей о Воскресение Христа.

В СССР Масленица изначально считалась пережитком прошлого, когда дореволюционные бурные гуляния в конце зимы оказались неуместным для новой идеологии анахронизмом. И только в середине ХХ века, когда послевоенные трудности остались позади, в обществе появилась потребность к возрождению исконных национальных традиций, пусть и не связанных с религиозными обрядами.

В 60-х стали вспоминать этот праздник, но слово «Масленица» старались избегать. Советские идеологи, занимающиеся культмассовой работой, придумали ей нейтральное название «Проводы русской зимы». На городских и поселковых общественных пространствах – скверах, парках, площадях или, как случае с Астраханью, на территории кремля, устраивали организованные гулянья. Заведения общепита обустраивали точки питания со стилизованными угощеньями: блинами, баранками и чаем из самоваров. Там же разыгрывались представления с участием скоморохов, фольклорных ансамблей и массовиков-затейников. В конце представления сжигали чучело Масленицы.

Именно в то время в Союзе появилась мода на ношение павлопосадских платков и бижутерии «Ростовской финифти» и «Палеха». Актуальность получило коллекционирования посуды из Гжели, подносов из Жостово и домашней утвари в стилистике хохломы. По стране прокатилась волна повышенного интереса к вокальному и танцевальному фольклору. Так в жизнь советских людей стала возвращаться русская народная культура.

Любопытно, что советская Масленица не всегда совпадала с Сырной неделей, согласно юлианскому календарю. Для чиновников, отвечающих за массовые гуляния, главным было отметить её в последнюю неделю февраля.

Гуляния на Масленицу в астраханском кремле в последнюю четверть ХХ века пользовались большой популярностью среди горожан. Выступления профессиональных и любительских коллективов проходили на Лобном месте и паперти Успенского собора, долгое время закрытого. В нижнем храме размещалась музейная экспозиция, проходили экскурсии и концерты. К счастью, это глумление на святыней вскоре прекратилось.

В расположенном на месте нынешнего Архиерейского подворья Доме офицеров, можно было погонять шары на бильярде или даже распивать спиртные напитки в его многочисленных закутках. Основной базой для устроителей мероприятия «Проводы зимы» служило культпросветучилище, сотрудники и учащиеся которого выполняли роль массовиков-затейников, как раньше именовали аниматоров.

Что касалось Прощеного воскресенья – последнего дня Масленицы, то астраханцы времён СССР не забывали просить друг у друга прощенья. В конце 80-х многие наши земляки стали активно посещать богослужения в храмах. Ну и совсем грехом считалось не угостить на Масленицу родных и соседей блинами.

Ранее AST-NEWS.ru рассказывал о масленичных блинах.