Даниил Соколов – о первой в Астрахани частной школе классического балета

Ещё десять лет назад наш город был малоизвестен на балетной карте России. Активному развитию классического балета способствовало формирование в Астраханском государственном театре оперы и балета молодой труппы. Балетмейстер Константин Уральский набирал в неё начинающих танцовщиков – выпускников хореографических отделений со всей страны. В их числе был выпускник Московской государственной академии хореографии (МГАХ) Даниил Соколов – артист, с первых шагов на астраханской сцене заявивший о своём ярком и самобытном таланте.

За десять лет работы в Астрахани Даниил получил зрительское признание благодаря запоминающимся образам, воплощённых практически во всём балетном репертуаре АГТОиБ. Также он владеет частной школой «Dramballetstudio» на территории бывшего завода «Прогресс», где в классе с профессиональными станками, зеркалами, специальным покрытием учит детей и взрослых азам балетного мастерства. Некоторые ученицы Даниила старше шестидесяти лет; они встают на пуанты вместе со своими внучками, доказывая, что годы не могут стать помехой в занятиях балетом. Скоро откроется ещё один зала, дизайн которого Даниил разработал вместе со своей женой Ксенией. Вместе с Даниилом работают опытные педагоги, включая его коллег по театру.

– Театр – сложносочинённый организм, жизнь которого подчиняется особым законам. Кто или что им движет?

– Самый главный персонаж в театре, безусловно, зритель. Не будет зрителя – значит, не нужно ничего. Потом идут артисты, музыканты, режиссёры, сопровождающие службы, управляющие, художественные руководители – люди, работающие на благо зрителя. Необходимо делать так, чтобы каждый пришедший в театр человек хотел вернуться сюда ещё. Чаще всего публика приходит в театр, чтобы увидеть любимых актёров. У нас редко делают акцент на пиар артистов. Узкий круг поклонников, конечно, знает своих любимцев, но широкой публике они неизвестны.

– Выходит, что артист по определению должен быть публичной личностью? Кстати, многие астраханцы помнят, как эффектно вы сделали предложение своей невесте, когда после спектакля «Ромео и Джульетта» спустились в зрительный зал и при всех попросили её руки.

– Нет, не считаю, что артист обязательно должен быть публичным человеком. Я делал предложение Ксении, чтобы она запомнила эти моменты на всю жизнь. Просто не хотелось быть банальным. Когда шла подготовка к этим приятным событиям, думал только о ней, а не пиаре. Наш директор Наталья Викторовна Шагова предложила осветить радостное событие в медиа, и я не был против. Самое главное, что для моей будущей жены это был настоящий сюрприз.

– Как вы попали в Астрахань?

– В 2011 Константин Семёнович Уральский лично пригласил меня в Челябинский театр оперы и балета, где тогда возглавлял балетную труппу. Мы обговорили с ним условия, и я стал ждать вызова в Челябинск. Тогда я окончил Московской государственную академию хореографии, у меня были предложение в Большой театр и театр «Кремлёвский балет», но с этими вариантами сложились некоторые трудности, поэтому решил работать у Уральского, который очень меня ждал.

В августе позвонил в Челябинский театр, спросив, когда приезжать. Мне ответили, что Уральский у них больше не работает. Тогда позвонил ему лично. Он сказал, что перезвонит мне через пару часов. Всё это время я находился в панике, не зная, как сложится дальнейшая судьба. Потом Константин Семёнович сообщил, что теперь работает в Астрахани и чтобы я ехал к нему. Вот так уже десять лет живу в Астрахани. Первый год даже успел поработать в помещении музыкального театра. Так что я старожил нашей балетной труппы.

– Вы танцевали в премьере первой балетной постановки новой труппы «Лебединое озеро»?

– Нет. У меня вообще проклятие премьер. Танцевал всего две премьеры – «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик». Все остальные партии, которые считал своими, не исполнял первым. Из-за этого очень переживал, злился и ругался. Наверное, потому, что я медленный танцовщик, мне надо всё досконально знать и понимать – со мной бывает тяжело. Многие премьеры бывают сырыми, а я люблю всё делать хорошо и основательно.

– У вас была серьёзная травма, из-за которой вы пока не танцуете…

– В июне я во время репетиции надорвал икроножную мышцу. Сейчас потихоньку восстанавливаюсь.

– Как пришла идея создать свою балетную студию?

– Я всегда занимался с детьми. Меня приглашали преподавать начинающим гимнастам, фигуристам, бальникам. Изначально создавал студию для взрослых. В этом были мой профессиональный интерес и финансовая свобода. Творчество не должно конфликтовать с деньгами, и когда не зависишь от материальной стороны, можешь свободно творить. К тому же мне нравится делать то, что знаю и люблю.

Начали заниматься с взрослыми, постепенно стали приводить детей, многих из которых я готовил для поступления в балетные училища. Ребята, занимавшиеся у меня, сейчас учатся в Санкт-Петербурге и Краснодаре. В астраханском колледже культуры на балетном отделении много моих учеников, которые пришли ко мне совсем маленькими.

Изначально школа работала в помещении на Адмиралтейской. Потом около года мы базировались в нашем театре, за что я благодарен Наталье Викторовне Шаговой.

– Вы ставите спектакли или номера со своими воспитанниками?

– Когда в Астрахань приезжала балерина Анастасия Денисова танцевать на сцене астраханского театра оперы и балета, то пригласил её в студию, где она проводила для наших учениц мастер-классы. Ещё мы устраиваем тематические вечера.

Во многих балетных студиях собирают детей и готовят с ними спектакль. Для показа арендуется зал, куда приходят родители смотреть на выступление чад. Все остаются очень довольными. Устроители – заработком, дети – успехом, родители – диплом ребёнка. Только коэффициент полезного действия от такого формата занятий нулевой. Мне такой подход неинтересен, несмотря на его прибыльность. Это иллюзия обучения. Не поступив в училище, дети с родителями недоумевают: мы же столько работали, танцевали, почему нас не взяли? Важно, чтобы у ребёнка, желающего посвятить жизнь балету, было правильно подготовленное тело, растянутые мышцы, выворотные стопы, что достигается тренировками, а не только танцевальному опыту. Я выбрал путь не совсем выгодный для бизнеса, но верный для детей. Не всем такой подход нравятся, многие хотят сразу танцевать.

– Как должна проходить в нашем городе популяризация балета?

– Недавно меня пригласили в библиотеку имени Крупской рассказать про искусство балета и всё, что с ним связано. На творческую встречу пришли два восьмых класса. Мне понравился такой формат общения, где был живой интерес к нашей профессии, несмотря на то, что изначально детям было непонятно, куда их привели учителя. Старался не идеализировать балет, а рассказать всю правду о нашем непростом ремесле.

Такое душевное общение впечатлило всех участников. Очень надеюсь, что большая часть присутствующих ребят придут на балетные спектакли в театр. Хочется, чтобы артисты балета проводили бесплатные открытые уроки для детей и молодёжи, вызвав истинный, а не формальный интерес к нашему искусству.

Когда закончится ремонт во втором балетном зале, хочу проводить там встречи с друзьями балета, творческие вечера с артистами, показывать детям тематические фильмы, создать творческий клуб для популяризации балета среди подрастающего поколения.

– Сложно совмещать артистическую и педагогическую деятельности?

– Мне всегда нравилось преподавать, особенно в старшей группе детей. Несколько лет назад ездил в Японию, где месяц занимался с подростками. Приятно было видеть, как за такой короткий период мои японские ученики стали делать значительные успехи. Теперь пытаюсь реализовать накопленный опыт в своей школе. Трудности есть, но все они преодолимы, когда есть цель.

– Как вы пришли в балет?

– В Туле, откуда я родом, с детства серьёзно занимался футболом. Когда мы выиграли один серьёзный чемпионат, нам изготовили новую форму. На мой номер стал претендовать один мальчик. Он был из состоятельной семьи и тренер не мог ему отказать. Я же был лучшим бомбардиром, и с этим тоже не могли не считаться. Тогда тренер предложил разыграть заветный номер, подбросив монетку. Так, проиграв в «орлянку», ушёл из команды. Был чемпионом Орла, Калуги, Тулы и Москвы по спортивной гимнастике. Однажды на стадионе мама знакомой девочки сказала, что с моей подготовкой нужно попробовать поступить МГАХ. Отец воспитывал меня в очень жёстких спортивных рамках. Уход в балет стал своеобразным бегством от изнурительных тренировок.

Никто не предполагал, что я пройду все туры, и поступлю в одно из лучших учебных балетных заведений мира. Меня звали в два известных футбольных интерната, но туда я не хотел идти, там была чёткая градация – если твои кеды стоят сто рублей, то ты не человек.

Несмотря на то, что в балет попал не осознанно, а в силу обстоятельств, сразу ощутил себя в своей среде. Учась в балетном училище, занимался мини-футболом и даже становился чемпионом. Постепенно полностью погрузился в балет, чему несказанно рад по сей день.

В балете невозможно солгать, любая фальшь ощущается на бессознательном уровне.

– Каждый ребёнок может заниматься балетом?

– Если нет существенных противопоказаний, связанных со здоровьем, то ограничений нет. Одному ребёнку что-то будет даваться легко, другому тяжело. Танцоры с совершенным сложением – далеко не самые лучшие. Например, Маша Стец не идеально выстроенная балерина, но когда она танцует, от неё невозможно отвести глаз. Таких примеров масса – как, допустим, Михаил Барышников с его невысоким ростом.

В балете самое важное – трудолюбие и жертва искусству. Великолепные данные облегчают жизнь, но это не главное. У меня было много одноклассников, которые считались лучшими, но потом либо были отчислены, либо, попав в театр, спились. Они не умели работать, ведь им всё давалось легко.

Сейчас, занимаясь с детьми, пытаюсь, прежде всего, привить им любовь к балету. Считаю, в жизни всего два мотиватора – любовь и страх. Взять палку и испугать всегда легче, и это работает. Но исчезнет палка, исчезнет и страх и не останется ничего. Любовь же ни в чём не нуждается. Привить любовь к искусству, и она станет жить в душе человека всегда. Со страхом результат окажется быстрее, но будет пустым. В нашей студии на первом месте стоит любовь к искусству. Только потом физическое развитие. Без строгости не обойтись, но через любовь мы достигаем больших результатов.

Радуюсь, когда дети рассказывают мне, как они занимаются дома сами. Развитие тела, особенно в балете, всегда связано с болью. Поэтому мы делаем упражнения на растяжку, постепенно подготавливающие мышцы к нагрузкам. Дети не знают усталости. Стоит вовремя сменить направление, и они готовы снова заниматься. Главное, делать это грамотно, на высоком профессиональном уровне.

– Можете называть Астрахань своим домом?

– Уже через год говорил по возвращению из поездок в Астрахань, что еду домой. Перед этим девять лет жил в интернате, на выходные приезжая к родителям. Называл домом именно интернат, чем расстраивал близких. В Астрахани у меня семья, здесь сформировалась моя карьера в театре, на сцене которого исполнил много замечательных парий. Очень люблю Астрахань, только жаль, что город не совсем чистый. Мне нравится здешняя погода, старинная архитектура. Наш театр считаю одним из самых лучших в мире, где есть прекрасная база для всестороннего развития. В городе потрясающий драмтеатр, чудесный ТЮЗ. Честно признаюсь, с детства не очень любою оперу. Мне также сложно смотреть балет: концентрирую своё внимание на позициях, технике исполнения. Только величайшие балетные произведения могут отвлечь меня от профессионального разбора спектакля.

– Какие исполненные вами партии стали самыми любимыми?

– Номер один – роль Элегантного в «Вальсе белых орхидей» и номер два – образ Андрея Рублёва из одноименного балета. Работая над партией Рублёва, прорабатывал каждое движение и мысль с нашим замечательным педагогом Юрием Анатольевичем Ромашко. Погружаясь в образ, учитывал нюансы художественных произведений живописца, изучая его подлинники в Третьяковке. Визуализировал каждый эпизод, пытаясь прожить спектакль, а не играть. Всякий раз после исполнения этих партий чувствовал себя опустошенным.

– Даниил, когда вас вновь можно увидеть на сцене Астраханского театра оперы и балета?

– Пока борюсь со страхом после своей тяжёлой травмы. Сейчас потихоньку начинаю прыгать. Разрабатывать повреждённую мышцу нужно постепенно, спокойно входя в форму. По характеру не умею быть вторым, поэтому стремлюсь быть в своём деле лучшим. Не имею права разочаровать зрителей. А пока полностью погружён в развитие своей студии, чтобы людей, любящих и понимающих балет, в нашем городе становилось больше.

Екатерина Некрасова