Как уверяют чиновники из Федерального агентства водных ресурсов, ничего страшного в связи с понижением уровня воды в Волге не происходит: население от жажды и нехватки воды не страдает, промышленные, сельскохозяйственные и бытовые объекты работают в нормальном режиме.
Но впереди зима - период, когда приток воды в водохранилища уменьшается, в это время он составляет всего 3-7% годового стока. Что нас ждет впереди и в чем причина подобной ситуации, уникальна ли она или такое уже происходило, попытаемся разобраться.
ОТКУДА ВОДИЧКА?
Основное питание реки Волги осуществляется снеговыми (60% годового стока), грунтовыми (30%) и дождевыми (10%) водами. Средняя многолетняя норма стока воды в реке Волге составляет 254 куб. км. И если посмотреть средние цифры, то за последние десять лет среднегодовой сток даже выше нормы.
Но кроме собственно годового объема воды большое значение имеет его распределение в течение года. Постройка плотин на Волге, кроме выработки электроэнергии, имела целью сглаживание маловодных и многоводных периодов в течение года, и, как бы мы ни ругали плотины, они эту задачу худо-бедно выполняют, другое дело, что плотинами управляют люди. А у разных людей бывают разные интересы, в том числе и у тех, что входят в состав межведомственной оперативной группы, принимающей решение по сбросам воды с плотин.
В этом году, по данным куратора экологических проектов ФГУП "КаспНИРХ" Дамира Катунина, годовой сток Волги составит 208 куб. км. Ничего экстраординарного, особенно в сравнении с маловодным 1975 годом. Но если проанализировать сбросы воды в течение года начиная с января, каждый рыбак вспомнит высокий уровень воды зимой, вода выброшена, как и в предыдущие пару лет, впустую, если не считать выработки электроэнергии, а ведь благодаря водохранилищам эту водичку можно было придержать до паводка, в который ее так не хватало. Энергетики сослались на многоводный прогноз и решили подготовить водохранилища к возможному большому притоку, которого не случилось. В результате получается, что проблема нормального водообеспечения заключается в некачественном прогнозе поступления воды в бассейн реки Волги и соответственно неправильном регулировании стока в течение года.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
В понедельник в Государственной Думе Астраханской области прошел представительный экологический форум под эгидой регионального отделения партии "Справедливая Россия". В нем приняли участие ученые КаспНИРХа, экологи, представители природоохранных служб и муниципальных образований. Проблема маловодья была одной из центральных тем, обсуждаемых участниками.
В своём докладе Дамир Катунин отметил: "зимний сток 2009-2010 гг. был повышенным, составив 60 куб. км. После зимы последовало повышенное заполнение Куйбышевского водохранилища, выше нормального на 28 см. Всё это происходило в период наступления нерестовых температур в дельте Волги. Но обводнение полоев началось только 4 мая, хотя его надо было производить не позднее 20 апреля. Последовавшая за половодьем аномально низкая водность в период летне-осенней межени не позволила заполнить Куйбышевское водохранилище до нормального уровня. В сочетании с высоким прогревом воды низкая проточность определила массовое развитие сине-зеленых водорослей в южных водохранилищах каскада и резкое ухудшение качества воды, частичную гибель рыбы в дельте Волги. Под угрозу было поставлено здоровье населения ввиду резкого ухудшения качества воды".
В этом же докладе прозвучали конкретные предложения, многие из которых Дамир Катунин озвучивал на протяжении последних лет, в том числе и на страницах нашей газеты. Самые главные из них:
- незамедлительно резко улучшить прогнозирование водных ресурсов на макроуровне и для каждого текущего года конкретно;
- произвести корректировку "Основных правил использования водных ресурсов Волжско-Камского каскада водохранилищ" с учетом климатических изменений;
- ограничить зимние попуски в маловодные годы.
В настоящий момент о качественном прогнозе говорить не приходится, череда сокращений коснулась и этой сферы. Количество гидропостов урезано на 30%.
По словам депутата Госдумы РФ Олега Шеина, увеличение числа специалистов и финансирование этого сектора управления водными ресурсами в должном объеме - одно из основных требований, которое будет отражено в запросах федеральному правительству и соответствующим службам. Хочется пожелать всем нам, чтобы там наверху нас
услышали. Ибо пока еще ситуацию можно удержать под контролем. В противном случае под угрозой могут оказаться не только рыбные запасы дельты Волги, но и здоровье людей.
Олег САРАНА
P.S. В природе все взаимосвязано. Сток Волги оказывает влияние и на уровень Каспия, который в 1995 году
поднялся до отметки -26,5 метра, в 2000 году упал на 50 см и составил -27 метров к 2010 году понизился еще на 30 см (-27,3). Исходя из прогнозов маловодья можно предположить, что процесс падения уровня будет продолжаться.
А это значит, что разница уровней между морем и Волжской плотиной будет увеличиваться (базис эрозии), что в свою очередь повлечет усиление течения в реке Волге, а соответственно, замедление процесса заиливания наших рек. Есть надежда, что многие ерики и протоки высохшие за последние годы, вновь оживут.
"Комсомолец Каспия" № 97, 08.12.10.