Самое критическое экологическое состояние Волги сложилось в Астраханской области. Низовья Волги концентрируют загрязняющие вещества со всего речного маршрута главной водной артерии страны. Наиболее высокое содержание тяжелых металлов отмечено в донных отложениях Ахтубы. Почти 200 тыс. астраханцев пьют воду, не прошедшую надлежащей очистки. В специальном проекте «Россия без Волги» газеты «Совершенно секретно» – репортаж из Астраханской области о том, как неразумное планирование и строительство каскада гидроэлектростанций, крупных промышленных и химических объектов повлияло на флору, фауну и ареал обитания человека в регионе.   

Содержание нефтепродуктов в Волге указывает на транзитное загрязнение поверхностных вод речной системы от истоков до устья. Такое загрязнение в первую очередь сокращает путь вредного воздействия на человека, поскольку качество питьевой воды зависит от качества воды в поверхностном водоеме, как в источнике централизованного водоснабжения.   

Поезда из Астрахани в направлении Волгограда обязательно проезжают ГЭС. По сооружениям Волжской гидроэлектростанции проложены не только железнодорожные, но и автомобильные переходы. Но из окна поезда наблюдать за устройством крупнейшей гидроэлектростанции в Европе сплошное любопытство: с одной стороны плотины – город Волжский, с другой стороны одним из своих районов уже начинается город-герой Волгоград, а сама ГЭС – это и секции здания, и плотины, и шлюзы… В окна с одной стороны вагона можно едва успеть рассмотреть всю эту хитрую бетонную конструкцию, с другой – разливается, ширится Волга, и даже в середине весны, глядя на белеющие барашки волн, кто-нибудь обязательно воскликнет: «Это что – снег?!»   

То, что с первого взгляда так легко принять за снег и плывущие по Волге льдинки, является на самом деле пеной. Обычной речной пеной, взбитой водой, падающей с большой высоты. Обычно на майские или апрельские дни приходится время максимального водосброса, который, впрочем, длится только несколько дней. Объемы сбрасываемых вод постепенно снижаются уже к концу мая. Но именно от этого зависит прибрежная жизнь по течению ниже. И не только.   

РЫБА, КОТОРАЯ ИДЕТ ВВЕРХ   

Проведенный в начале этого года экологический аудит на Волжской ГЭС никаких нарушений не выявил. Сертификат, выданный Волжской ГЭС, свидетельствует о том, что компания придерживается рационального подхода к использованию природных ресурсов и старается снижать степень неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Тем не менее плотина давно подвергается критике экологов. И тревогу вызывают не только ежегодные потери земель в результате затопления и подтопления, такое ежегодное изменение уровня воды воспринимается особенно болезненно в самой дельте Волги. В первую очередь страдает рыба. Мелкая речная рыба каждой весной устремляется за разливающейся водой. Вода уходит, а рыбная молодь остается в подтопленных низинах без всякой связи с большой водой. Иногда эти стремительно пересыхающие рыбные озерца привлекают внимание добровольцев, и тогда часть рыбы оказывается спасена.   

Но гораздо чаще эта рыба погибает или становится жертвой недобросовестных рыбаков.   

Значительно серьезнее ситуация обстоит с проходными рыбами Каспийского моря, теми самыми осетровыми, которыми с давних пор славится Астрахань. И дело здесь не только в браконьерстве. Такие рыбы проводят часть своего жизненного цикла в море, а часть во впадающих в это море реках, совершая нерестовые миграции. Плотина Волжской ГЭС перекрыла для этих рыб путь на нерест, став созданной человеком преградой на пути вековых миграционных рыбьих путей.   

Построенные рыбопропускные сооружения показали недостаточную эффективность, о чем свидетельствуют цифры статистики – не более 15 % от необходимого объема рыбных особей было пропущено через плотину ГЭС в первое десятилетие ее работы. Меньше всего пострадали рыбы, нерестящиеся ниже плотины ГЭС, – их поголовье фактически осталось неизменным, но из-за перераспределения стока вод на всем речном маршруте ухудшились условия для воспроизводства рыб в целом. Для поддержания поголовья рыб осетровых и лососевых пород, к которым относится включенная в Красную книгу белуга, эндемик Каспийского бассейна белорыбица и русский осетр, гордо именуемый со времен Ивана Грозного царской рыбой, применяется теперь искусственное рыборазведение.   

Согласно самым негативным прогнозам осетровые и белуги навсегда исчезли бы из Волги, если бы не созданный в 1994 году научно-исследовательский центр по разведению осетровых БИОС, который находится в Икрянинском районе Астраханской области. Инкубаторы, цеха с прудами, бассейнами и даже собственный цех по производству живых кормов. Здесь выращивают осетра, севрюгу, стерлядь, бестера. Каждый год со специального корабля, внутри которого оборудован аквариум, миллионы подросших мальков отпускаются в Каспий. В этом научно-производственном центре успешно практикуется прижизненная добыча черной икры: небольшая операция на рыбьем брюхе, извлечение икринок и аккуратное зашивание надреза. Рыба остается живой и даже готовой еще не раз дать потомство таким способом в следующие сезоны.   

Однако даже таких усилий недостаточно для того, чтобы численность поголовья рыб оставалась стабильной. На протяжении последних лет сотрудники Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства отмечают сокращение поголовья рыб на Волге. Практически нерегулируемая деятельность плотин и гидроэлектростанций, едва сдерживаемое браконьерство и контролируемый квотами объем промышленного лова рыбы – все это приводит к тому, что за последние годы рыбное поголовье сокращается буквально вдвое.   

По данным лаборатории Института речного хозяйства, регулярно проводящей замер численности народившегося поколения, в многоводные 1985–2005 годы концентрация полупроходных и речных рыб составляла около 800 тыс. экземпляров на гектар водоема, но уже к 2005 году численность рыб сократилась вдвое, едва составив 400 тыс. особей на гектар. Так, например, в 2012 году из-за несвоевременного осуществления сброса воды и искусственного сокращения сроков половодья, так необходимого для нереста рыб, было недосчитано более 11 тыс. тонн рыбы. И подобные несоответствия сбросов воды наблюдаются уже не первый год.

ЦВЕТЕНИЕ ВОДЫ  

От истока до устья Волги насчитывается девять водохранилищ, восемь гидроэлектростанций и с десяток крупных городов, питаемая разными притоками и источниками река из тоненького ручейка превращается в большой поток, несущий свои воды через всю Восточно-Европейскую равнину. В самом устье перед впадением в Каспийское море Волга образует обширную дельту, и это значит, что все экологические проблемы одной реки с этой точки на карте делятся и одновременно множатся теперь на все ее рукава, протоки и ереки. А их на территории Астраханской области огромное множество.   

Система сброса воды на гидроэлектростанциях устроена так, что идет замедление стока, происходит снижение проточности воды, что в свою очередь вызывает рост органики, значительно увеличивается площадь фитопланктона, и вода начинает цвести в буквальном смысле слова. В условиях жаркого астраханского лета, когда средняя температура воздуха превышает отметку 30 °C, рост водорослей происходит особенно буйно. Отдельные зеленые водоросли, и раньше встречавшиеся в водоемах, с наступлением жарких дней представляют собой самое настоящее скопление тины и ряски. Эти водоросли, попадая на берег, начинают гнить и издавать неприятный запах. В условиях города цветение воды усиливается еще и тем, что во время паводка уровень Волги оказывается выше уровня воды во внутренних каналах города. В 2010 году на реке Царев была специально отстроена насосная станция, целью которой является регулирование уровня воды после паводка, что в свою очередь предотвратило бы ее цветение.   

Но и таких превентивных мер зачастую оказывается недостаточно, и для очищения каналов необходима специальная техника. В последние годы все три внутригородских водоема, протяженность которых составляет более 10 км, регулярно очищаются, в этих каналах проводятся дноуглубительные работы, убирается, покрывающий поверхность воды, ковер из водорослей. Но это происходит только на территории города, когда как, например, на реке Кутум в районе села Три Протока (а это всего в 12–15 км от города) летом практически не видно воды – вся поверхность водоема представляет собой сплошной зеленый покров из водорослей. Проходя свой обычный жизненный цикл, эти водоросли отмирают и разлагаются на дне водоемов, поглощают растворенный в воде кислород и насыщают ее углекислым газом. Так вода становится малопригодной для существования каких-либо организмов, превращаясь из живой воды в воду мертвую.   

Но к решению проблемы цветения воды в каналах можно подойти и с другой стороны. Для таких рыбных пород, как белый амур и карп, флора астраханских водоемов считается отличной кормовой базой. В 2006 году для этой цели была специально закуплена молодь карпа и белого амура, учитывая ошибки подобного опыта в прошлом, когда часть рыбы погибла при транспортировке, а часть была пущена на продажу, призыв мэрии «Не ловите рыбу во внутригородских каналах!» звучал особенно актуально. Такое разведение рыбы является эффективным средством оздоровления водоема. Но для того, чтобы это произошло, необходимо соблюсти много условий. Так, на то, чтобы мальки распространились по всей территории внутригородских каналов, потребуется как минимум месяц. А сколько времени потребуется на то, чтобы мальки прижились, чтобы новая для них биосистема приняла их и они приняли ее?..

ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА В ОДНОЙ КАПЛЕ   

Научный сотрудник Каспийского морского научно-исследовательского центра Елена Гаврилова подтверждает, что ухудшение состояния рек началось далеко не вчера и при комплексном подходе оценивания экологической ситуации региона нельзя выделить единственную причину, как нельзя и назвать одного виновника сложившихся обстоятельств. Из года в год ситуация усугубляется целым рядом факторов, начиная от возведения на Волге каскада гидроэлектростанций, строительства крупных промышленных и химических объектов, в свою очередь вызывающих увеличение сброса производственных отходов и заканчивая сбросом отходов бытовых.   

От плотины Волжской ГЭС до Волго-Ахтубинской поймы и от дельты до Каспия наблюдения за загрязнением речных вод проводятся по 11 постам. На постах, расположенных ближе к городу, наблюдения проводятся чаще. Здесь проводится мониторинг качества воды, исследуется влияние предприятий на поверхностные и подземные воды, осуществляется контроль за расходом, составом и свойствами вод, пробы воды исследуются на предмет содержания в них сильно действующих поверхностно активных веществ, нефти, фенолов и тяжелых металлов.   

Сточные воды содержат фосфор, хлориды, соединения азота, медь, цинк, фтор, железо и сильно действующие поверхностно активные вещества; промышленные стоки несут в своих водах токсические вещества, тяжелые металлы, метан и формальдегиды; бытовые отходы характеризуются содержанием биогенов и органических веществ. И это уже не говоря о том обусловленном географией факте, что низовья Волги концентрируют загрязняющие вещества со всего речного маршрута.   

Данные, представленные в исследовании Н. М. Болдыревой, посвященного новым обобщенным показателям качества воды за период 1963–1987 годов легко сопоставимы с результатами, полученными экологом Д. В. Воробьевым за период 1989–2005 годов. Результаты этих многолетних наблюдений показывают, что концентрация водорастворимых форм тяжелых металлов, растворенных в воде Волги, подвержена сезонным колебаниям. Так, например, весеннее половодье характеризуется высокой концентрацией железа, что в восемь раз превышает аналогичный показатель за осенний период.   

Содержание марганца в воде также носит сезонный характер, при этом его особенность в том, что накапливается марганец в основном в придонных слоях воды. Такие высокие уровни загрязнения донных осадков характеризуют неблагоприятные условия для самоочищения водоемов.   

Данные по содержанию тяжелых металлов, полученные в 2004 году, практически не отличаются от концентрации 1968–1977 годов, за исключением данных по цинку, серебру и железу – на сегодняшний день их содержание значительно превышает аналогичные показатели за прошлый период. Но, по имеющимся данным, их содержание не превышает предельно допустимой концентрации для санитарно-бытовых водоемов. Наиболее высокое содержание тяжелых металлов отмечено в донных отложениях Ахтубы на 60 км к северу от Астрахани и в районе Астраханского газового комплекса.   

Соли металлов, нефтепродукты, синтетические вещества, пестициды и любое другое химическое воздействие – одно из наиболее серьезных по влиянию на всевозможные виды водных организмов. Попадание их в водоемы в огромном количестве усиливает загрязнение водоемов, благоприятствует цветению воды, приводит к заиливанию дна, изменению сложившейся системы водоемов и снижению популяции рыб.   

Вредные химические вещества, тяжелые металлы накапливаются не только в донных отложениях, но и поглощаются речными растениями разных видов. Марганец, цинк, медь поглощаются с наибольшей активностью, гораздо медленнее процесс поглощения происходит с кобальтом, кадмием и свинцом. Эти растения производят утилизацию веществ, попадающих со сточными водами в открытые водоемы, представляя таким образом естественный для природы процесс биологического самоочищения, но для экологов содержание этих веществ в растениях различных видов и разных их частях – в первую очередь показатель наличия этого самого загрязнения. И по этим показателям наибольшее содержание тяжелых металлов снова наблюдается в районе Ахтубинска и Астраханского газоконденсатного месторождения.   

Содержание нефтепродуктов в Волге указывает на транзитное загрязнение поверхностных вод речной системы от истоков до устья. Такое загрязнение в первую очередь сокращает путь вредного воздействия на человека, поскольку качество питьевой воды зависит от качества воды в поверхностном водоеме как в источнике централизованного водоснабжения. Если концентрация некоторых химических веществ будет превышать предельно допустимые нормы, то удаление их из воды в системе очистки станет технически невозможным и проходить водоочистные сооружения они станут фактически транзитом, попадая затем из питьевой воды в организм человека.   

Ситуация с питьевой водой в Астрахани выглядит критической. По данным экологов, почти 200 тыс. астраханцев пьют воду, которая не прошла надлежащей очистки. И если с водоснабжением в городе далеко не все так плохо, то для жителей сел проблема питьевой воды стоит особенно остро. Так, в селе Сокрутовка Ахтубинского района долгое время наблюдалась проблема с питьевой водой – есть вода, но пить ее нельзя. Похожая ситуация наблюдалась и в селе Буруны. Жителям этого села приходится покупать воду. Отсутствие очищенной воды привело к тому, что жители села были вынуждены брать ее из речки.   

Риск возрастал особенно во время большой воды, когда в разлившуюся реку попадало большое количество вредных веществ и берегового мусора. Участившиеся случаи заболевания гепатитом в этом селе эпидемиологи списывают на отсутствие очищенной воды. В водах реки была обнаружена кишечная палочка. Периодически болезнетворные бактерии обнаруживаются и в речке Енотаевке, Царевке. Опасные для человека микроорганизмы были обнаружены в 2012 году и в самой Волге. Лабораторный анализ, проведенный на отобранных образцах рыб в 2013 году, показал, что бактерии группы кишечной палочки были обнаружены даже в щучьей икре.   

Результаты социально-экологического опроса, проведенного в 2001 году, показывают, что в списке экологических проблем, волнующих население Астраханской области, проблема загрязнения рек занимает непочетное второе место. И хотя на первом месте значится экологическая опасность, исходящая от «Астраханьгазпром», большинство остальных пунктов списка, будь то обмеление рек, качество питьевой воды, загрязнение Каспийского моря, браконьерство в отношении рыб осетровых пород и сокращение рыбных запасов в целом – все это есть проблемы одной реки, и проблем этих много. Тенденции таковы, что все это не только не теряет значимости, но и становится актуальнее с каждым днем.

Полина ДЕЛИЯ, http://sovsekretno.ru/articles/id/4535/