Незабываемая премьера Астраханского театра оперы и балета. Год спустя

Прошлый, 2019 год, объявленный всероссийским Годом театра, останется в памяти надолго. В Астрахани тогда наблюдался настоящий театральный бум: премьеры, фестивали, гастроли, встречи, знакомства, обмен впечатлениями. Астраханцы вдохновились всеобщей атмосферой праздника искусства. В тот год происходили важные для культурного облика Астрахани события, о которых стоит вспомнить.

На фоне активной и яркой театральной жизни по завершению 209 - го театрального сезона, город покинул художественный руководитель Астраханского драматического театра Игорь Лысов – режиссёр, вдохнувший в старейший российский театр новую энергию, столь мощную и давно у нас не виданную, что она взбудоражила и ошеломила всех причастных.

210 - ый  юбилейный сезон драмтеатр открыл посредственной провинциальной премьерой, первый показ которой, был сорван внезапным отключением электричества. Театральные символы, знаки, предзнаменования – это отдельная тема!

Основным бенефициаром прошлогоднего праздника театральной жизни выступал Астраханский государственный театр оперы и балета - флагман всех основных событий, самый большой и статусный, в силу изначального своего предназначения.

Ключевые события всероссийского Года театра в Астрахани разворачивались вокруг АГТОиБ. Будучи самым молодым из четырёх государственных театров города, он стал по праву своего масштаба и влияния властителем общественных дум и насторений. На уникальной площадке – Соборной площади кремля, готовилось грандиозное действо – премьера оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки.

Это событие анонсировалось, как полёт в космос: был запущен обратный отсчёт, продажа билетов на спектакль стартовала за несколько месяцев вперёд, велась большая рекламная кампания, в Астрахань приехали медийные персоны, государственные лица высшего эшелона. Ожидания были столь огромны, а настрой публики так оптимистичен, что увиденное всеми действо повергло большее число зрителей в шоковое состояние.

От неоднозначной сценической трактовки и странного воплощения задуманного, многие тогда лишись дара речи. Сейчас уже никого не удивить постмодернизмом и эклектикой. Но постановка оперы «Руслан и Людмила» Астраханского театра оперы и балета озадачила самых искушённых специалистов. Сложно было охарактеризовать чем-то определённым то, что происходило на Соборной площади кремля в последние дни августа 2019 года.

Именитый режиссёр Георгий Исаакян, похоже, удивил сам себя. На заседании художественного совета, где известный деятель отечественной культуры представлял проект будущей оперы «Руслан и Людмила», худрук театра Валерий Воронин сказал, что оперные спектакли необходимо развивать, придумывать новые ходы, удивлять публику и работать с разными режиссёрами, чтобы театр не стоял на месте. «Это будет сложная, но интересная работа и я уверен, что зрителям новая работа понравится», - сказал в феврале прошлого года Валерий Воронин.

Спустя полгода надежды маэстро не были оправданы. Ни одна постановка Астраханского театра оперы и балета не вызывала у зрителей и критиков такого шквала возмущений и недоумений. Спасительными силами здесь выступили: великая музыка Глинки, грандиозные «живые декорации» Астраханского кремля, и, конечно, высокое исполнительское мастерство артистов и музыкантов АГТОиБ, а также приглашённых солистов.

Как бы то не было – это был грандиозный праздник музыки, где коллективы Астраханского театра оперы и балета достойно представили свой город перед широкой аудиторией на высоком профессиональном уровне, несмотря на то, что были поставлены в столь противоречивые предлагаемые обстоятельства.

Спектакль транслировался местной телекомпанией и его увидело огромное число зрителей, большинство которых не оценило широту и экстравагантность режиссёрского замысла. Затраченные многомиллионные средства на столь неоднозначное действо могли бы стать неплохим подспорьем для поистине величественной постановки, каких в Астраханском кремле было немало.

Некоторые называли астраханскую премьеру оперы «Руслан и Людмила» настоящим провалом, позором, разочарованием, кто-то принял неординарную трактовку, провозгласив её прорывом.

Но, в общем, складывалось впечатление, что о ней хотят поскорее забыть, как о недоразумении. И не вспоминать вовсе. Интересным совпадением смотрится отстранение от занимаемой должности во второй декаде сентября прошлого года главы регионального минкульта Галины Зотеевой. Правда через десять дней после увольнения бывший министр культуры и туризма АО была награждена Почётной грамотой губернатора Игоря Бабушкина.

А вот в руководстве Астраханского государственного театра оперы и балета никаких громких отставок в течение года не наблюдалось, пока месяц назад не стало известно о смене главного балетмейстера. Чем же не угодил Константин Уральский лицам, принявшим решение о не продлении с ним контракта? 

Кстати, единственное, к чему не было претензий у зрителя во время прошлогодней премьеры «Руслана и Людмилы», так это к балетным отрывкам в спектакле. Напомним, что последние балетные премьеры в театре состоялись в конце прошлого сезона одноактные спектакли «Кармен-сюита» и «Крёстный отец», созданные разными постановщиками - Константином Уральским и Лучано Каннито, но имеющие единую художественную целостность.

К сожалению, с отставкой Константина Уральского прервана огромная работа над балетом «Раймонда». Теперь судьба этой постановки не известна, как и дальнейшая судьба всех репертуарных балетных спектаклей, поставленных Уральским за девять лет его служения АГТОиБ.

Но кто сейчас об этом помнит? За два года до этого театр покинул главный режиссёр Константин Балакин – создатель оперного направления театра, ставшего, в том числе, залогом грандиозного успеха всех предыдущих кремлёвских постановок.

Балакин и Уральский, как режиссёры-постановщики, формировали уникальный репертуар, не пытаясь повторить в слабом варианте чьи-то где-то уже воплощённые идеи. Они ставили свои спектакли с учётом индивидуальности труппы театра, делая ставку на её высокий потенциал, сохраняя художественное единство.

Прошлогодняя премьера оперы «Руслан и Людмила» стала поворотным событием в судьбе Астраханского театра оперы и балета, идущего теперь под лозунгом:  «Быть выше, сильнее. Достигать новых вершин».

На смену прошедшему Году театра, к сожалению, пришёл Год коронавируса, и всё изменилось. Теперь есть на что списать свои провалы, неудачи и ошибки. Театру,  в его  широком понимании, определённо нужна «вакцина» от непрофессионализма, формализма и пошлости. Зрителя обмануть нельзя, вне зависимости от его подготовленности и театрального опыта.

А планку нужно уметь держать на высоком уровне, не заигрывая с обстоятельствами и случайными персонажами. Ошибки свои необходимо помнить и учиться их исправлять, не дожидаясь времён, когда процесс станет необратимым.

Недавно стало известно, что 20 сентября в Астраханском кремле в формате open-air состоится симфонический концерт «Чайковский. Гала-концерт к 180 –летию». В пресс-службе театра пока не дали никаких уточнений относительно программы этого выступления. В его анонсах также нет конкретных деталей, кроме общих эпитетов: «В грандиозной концертной программе, состоящей из произведений великого русского композитора, примут участие выдающиеся артисты и музыканты России». При этом, продажа билетов уже запущена. Их стоимость варьируется от пятисот до полутора тысяч рублей.

11 и 12 сентября 25-й юбилейный сезон Астраханского театра оперы и балета откроется очень долго ожидаемой премьерой оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Хочется надеяться, что у этой постановки будет счастливая судьба и ни у кого не будет повода для разочарования.