Об обмелении Волги и не только. В Стрелецком мелеют и замусориваются берега, а сам посёлок в запустении. Слово за чиновниками администрации Трусовского района
Об обмелении Волги и не только. В Стрелецком мелеют и замусориваются берега, а сам посёлок в запустении. Слово за чиновниками администрации Трусовского района
Россия – страна с огромным запасом водных ресурсов. Подсчитано, что наша страна занимает второе место после Бразилии, где также много рек, как и у нас. Казалось бы, россиянам нечего беспокоиться о нехватке пресной воды. Пресной воды у нас действительно много. А вот какого качества эта вода – большой вопрос.
Берега Стрелецкого
Мы, астраханцы, живём на великой реке. Запасы воды в ней кажутся неиссякаемыми. Но так только кажется. А на самом деле воды в Волге становится всё меньше и меньше. Далеко ходить не буду. В посёлке Стрелецкий, где прошли мои детские годы, рядом с берегом никогда не было зарослей камыша. А теперь камыш и на берегу, и на полусотню, а то и на целую сотню метров занял водную поверхность. Глядя на это, я всегда вспоминаю наших отцов и дедов. Встали бы они и поглядели на нашу матушку-Волгу, на её заиленные, заросшие берега. И ахнули бы от увиденного. Никогда Волга не была такой неухоженной, такой заброшенной и такой узкой. Не знаю, как вам, а мне, например, так кажется.
Посёлок Стрелецкий всего в каких-то 15-20 километрах от центра Астрахани. Несколько лет назад посёлок получил статус городской территории. Но за эти годы практически ничего не сделано, чтобы он стал поистине городского типа.
Посёлок без хозяина: без пяти минут ЧП!
Опять вернусь к берегам Волги. Посёлок вырос и рос в основном за счёт того, что здесь находился рыболовецкий колхоз. В посёлке работали два рыбзавода. Колхоз и рыбозаводы многое делали для благоустройства посёлка и для берегов, для того, чтобы они не заиливались и не зарастали. Не стало колхоза, давно нет рыбозаводов. И сразу жизнь как бы потекла по другим законам: никому ничего не надо, никто не старается придать посёлку городской вид. А ведь посёлок этот находится в ведении Трусовской районной администрации.
Могу уверенно сказать, что в посёлке нет сейчас хозяина. Наверное, потому что он находится на самом северном краешке земли трусовской. А значит, имеет полное право рассчитывать на покровительство чиновников Трусовского района. Но чиновники из этого района здесь редкие гости. Их тут ждут и очень ждут, надеясь, что они обратят внимание на защищённость посёлка, на грязь и не ухоженность улиц и дворов. Да что там дворы, видели бы вы, что творится вокруг мусорной площадки, единственной в посёлке, которую умудрились разместить в самом центре. В центре посёлка мусорная площадка - может быть и нормально. Но она всегда захламлена. Вокруг спиленные деревья и кусты. Рядом трансформаторная подстанция. Валят все бытовые отходы и около неё. Не дай Бог случиться искре. Пожар будет страшный. Ведь вспыхнет и сама подстанция, и мусор, который находится вокруг и в самом мусорном контейнере. В безветренную погоду пожар можно будет быстро локализовать, а если случится ветер? Большой беды не миновать. Ведь рядом, буквально в пятидесяти метрах находятся жилые постройки.
Воды много, но пить её нельзя
Посёлок в последние годы разросся. Население увеличилось. А значит, увеличилось и количество бытовых отходов. Те, кто поближе к мусорной площадке, несут и везут мусор к ней, а те, кто подальше – к волжскому берегу. Валят отходы на берег без зазрения совести: и днём, и ночью. Раньше такого не было. Да и сделать это просто не позволили бы. На страже порядка и чистоты стояли старики. Поэтому ничего и не попадало в Волгу. Чистой она была и светлой. Мы, малышня, купаясь, не боялись не только набрать воды в рот, мы не боялись её пить. А теперь вряд ли кто позволит себе это.
Воды у нас, астраханцев, много. Бог нас этим добром не обидел. А вот какого качества эта вода? Обмеление Волги происходит на наших глазах. Особенно это заметно в жаркие годы. Не знаю, каково положение непосредственно в Астрахани сейчас. А вот в Нижнем Новгороде уровень Волги понизился только за лето уровня 63,7 метра. До критической отметки, при которой нарушается работа водопроводных станций, в частности, насосное оборудование, осталось всего полметра. Даже в засушливый 2010 год минимальная отметка была выше 64 метров.
Думаю, Астраханский регион мало чем отличается от Нижегородского. У нас нехватка воды также ощущается. В данный момент у нас более двухсот сельских поселений не обеспечено водой надлежащего качества даже из централизованных систем водоснабжения. А это значит, что половина сельского населения не имеет доступа к безопасной воде.
Воду – людям!
В рамках областной инвестиционной программы «Чистая вода» недавно началось строительство питьевого водопровода в селе Заречное Лиманского района. Общая протяжённость водопроводной сети в этом населённом пункте почти пять километров. Трубы укладываются долговечные, полиэтиленовые, которые не подвержены ржавчине. А значит, скоро зареченцы будут иметь в домах качественное водоснабжение.
По федеральной программе «Чистая вода» идёт строительство питьевых водопроводных сетей и в некоторых других селах региона. Но это лишь малая часть из того, что предстоит построить в ближайшие годы.
Кстати, Астраханская область приняла собственную программу по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой. Называется эта программа «Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области в 2012-2020 годах». Она включает в себя целый комплекс мероприятий, направленных на охрану и защиту водных объектов от негативных последствий и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. На эту программу выделяется около 19 миллионов рублей.
Значит, не всё пропало.
Борис Касаткин, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 36 (596), 19.09.2014 г.