По-прежнему одной из наиболее сложных и актуальных проблем является обеспечение права на охрану здоровья и медицинскую помощь лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Об этом указано в недавно представленном докладе Уполномоченного по правам человека в Астраханской области Андрея Спицына за 2021 год. Наиболее важные выдержки из многостраничного документа представляет AST-NEWS.ru.
В Астраханской области медицинская помощь осужденным и лицам, содержащимся под стражей, оказывается ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 30 ФСИН России». В его состав в качестве обособленных подразделений входят пять медицинских частей, дислоцирующиеся на территории следственных изоляторов и исправительных колоний, а также больница, расположенная на территории ИК № 2.В ЛИУ №7 Камызяка до 2021 года также функционировала туберкулезная больница №1, однако в ближайшее время ожидается её закрытие.
Единственное учреждение на территории региона, где лица, находящиеся под стражей, и осужденные могли бы получить стационарную медицинскую помощь – больница в ИК-2 – находится в технически-неудовлетворительном состоянии. В марте минувшего года часть здания, где расположен операционный блок, признана аварийной и подлежащей сносу. Остальная часть больничного корпуса требует капитального ремонта.
Помимо физического износа здания имеет место и недокомплект медицинского персонала. Из 15 врачей согласно штатному расписанию, в наличии только пять. Вакантна должность начальника терапевтического отделения, а также хирурга, невролога, уролога, врача функциональной диагностики, психиатра, рентгенолога, эндокринолога, травматолога.
Кроме того, как показали проверки, проведенные в прошлом году, в больнице постоянно отсутствуют целые группы препаратов, относящихся к жизненно необходимым, обязательное наличие которых закреплено приказом МСЧ-30.
Аналогичная ситуация и в других учреждениях уголовно-исполнительной системы, расположенных на территории Астраханской области. В рамках рассмотрения обращения подследственного З. из СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области установлено, что он состоит на диспансерном учете у врачей-специалистов амбулаторного отделения филиала «Больница» МСЧ-30 ФСИН России с диагнозом: энцефалопатия смешанного генеза 2 степени с вестибуло-атактическим синдромом, эмоционально-мнестическими нарушениями, головными болями напряжения, криптогенная эпилепсия с редкими генерализованными эпиприступами, когнитивными нарушениями.
По результатам проведенной в городской клинической больнице №3 имени Кирова КТ головного мозга и придаточных пазух носа, З. осмотрен врачом-неврологом. Специалист рекомендовал медикаментозное лечение, а также проведение электроэнцефалографии. Согласно письму седико-санитарной части, проведение З. ЭЭГ запланировано в третьей декаде августа или в сентябре 2021 года. Однако согласно нормативно-правовым актам Минюста России и утверждённой астраханским облкабмином программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи, ЭЭГ, назначенная З., должна была проводиться не позднее 23.07.2021. Однако обследование так и не было проведено.
Гражданину М., который отбывает наказание в ИК № 2, 26.05.2021 года была проведена МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника. По результатам вынесено заключение: МР-картина застарелых консолидированных компрессионных переломов L3, L4 позвонков. МР-картина застарелого консолидированного компрессионно-оскольчатого перелома L2 позвонка со смещением отломков и вторичным стенозом позвонкового канала на этом уровне. Интерпретация результата МРТ-исследования узким медицинским специалистом на начало августа минувшего года не дана, необходимость оказания какой-либо медицинской помощи не определена.
По сведениям МЧС от 04.08.2021 – «в связи с вакансией в штате больницы МСЧ-30 врача-невролога, консультация М. данным специалистом запланирована в августе-сентябре 2021 года в рамках госконтракта с ГКБ №3 имени Кирова».
Вместе с тем, согласно нормативно-правовым актам, сроки проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию. Таким образом, имело место превышение сроков ожидания гражданам З. и М. медпомощи, что нарушает их право на охрану здоровья, гарантированное действующим законодательством.
К Уполномоченному обратился осужденный К., отбывающий наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии №10 с жалобами на ненадлежащее медицинское обеспечение. Заявитель страдает рядом заболеваний, включая гипертоническую болезнь 1 степени, ишемию, атеросклероз аорты, пароксизмальной АВ тахикардии, энцефалопатию 2 степени гипертонического генеза с вестибулярными нарушениями, мнестические нарушения, синкопальные состояния, нейропатию локтевого нерва справа, ангиопатию сетчатки обоих глаз, дисфункции вегетативной нервной системы с астено-невротическим синдромом. Согласно выписному эпикризу больницы МСЧ-30, осужденный К. находился на обследовании и лечении в терапевтическом отделении больницы с 25 октября по 1 ноября прошлого года.
Ему было проведено биохимическое исследование крови, он получил консультации невролога и кардиолога. Назначено медикаментозное лечение – лозартан, метопролол, бетагистин, мексиприм, церетон, витамин В1, В6.При этом в выписке указано, что «суточное мониторирование ЭКГ, СМАД не проведены в связи с отсутствием в настоящее время в штате больницы врача-специалиста (должность вакантна)… Врач УЗИ на больничном, врач-лаборант в очередном отпуске». К. был выписан со следующими рекомендациями: для уточнения нарушения ритма сердца – проведение суточного мониторирования ЭКГ с последующей интерпретацией результатов врачом-кардиологом; ЭХО-КС; проведение СМАД; УЗИ почек, надпочечников; УЗДГ БЦА силами медчасти ИК №10.
Однако в медчасти №3 МСЧ-30 невозможно проведение вышеназванных медицинских обследований, манипуляций, ввиду отсутствия условий и медицинских специалистов. Кроме того, имеет место нарушение сроков ожидания медпомощи. Обследования, назначенные К. при выписке из больницы МСЧ-30 1 ноября 2021 года, должны были проводиться не позднее 25 ноября 2021 года.
В этой связи руководству МСЧ-30 были даны рекомендации о незамедлительном направлении К. в государственное медицинское учреждение для оказания необходимой медицинской помощи.
Неукомплектованность штата филиалов медико-санитарной части №30 также препятствует своевременному направлению осужденных на плановое оперативное лечение.
К примеру, на контроле Уполномоченного находятся обращения осужденных М. и Ч., отбывающих наказание в виде лишения свободы в ИК №№ 2 и 10 УФСИН России по Астраханской области, соответственно. Из медицинских документов М. следует, что еще 6 сентября 2019 года врачом-офтальмологом рекомендовано проведение ему операции по экстракции катаракты. В январе 2020 года и марте 2021 года осужденному медицинскими специалистами вновь подтверждена необходимость в хирургическом лечении.
В целях получения сведений о предпринятых для оказания М. плановой медпомощи мерах, Уполномоченным запрашивалась информация в МСЧ-30.
Согласно предоставленным сведениям, специализированная офтальмологическая помощь оказывается в филиале туберкулезная больница №1 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России по Красноярскому краю. В этой связи, от М. было получено добровольное согласие на госпитализацию. Руководством ИК №2 в вышеназванное медицинское учреждение направлялся запрос для выделения наряда на этапирование осужденного с целью проведения ему планового оперативного лечения.
Таким образом, несмотря на установление необходимости проведения М. операции по экстракции катаракты врачом-офтальмологом еще в сентябре 2019 года, процедура его направления на оперативное лечение инициирована лишь после запроса Уполномоченного в МСЧ-30 в июле 2021 года в рамках жалобы осужденного.
Еще в феврале 2021 года М. была рекомендована операция, осужденный доставлялся в больницу МСЧ-30 для оперативного лечения/иссечения эпителиально-копчиковых ходов. Однако, в связи с отсутствием врача-анестезиолога, оперативная деятельность в больнице прекращена, и Ч. выписан. В начале июня 2021 года заявитель был снова доставлен в больницу МСЧ-30 с жалобами на периодически возникающие боли в области копчика, свищевые отверстия с гноевидным отделяемым. Однако после проведения ряда анализов и обследований Ч. выписан без проведения оперативного лечения ввиду того, что «…в условиях МСЧ-30 не проводятся операции в связи с аварийным состоянием операционного блока».
В ответ на рекомендации Уполномоченного о принятии мер к направлению указанных лиц на оперативное лечение руководство УФСИН ответило, что в УОМСО ФСИН отправлено письмо для согласования маршрутизации больных хирургического профиля из УФСИН по АО в другие регионы для проведения планового хирургического лечения.
На настойчивые рекомендации Уполномоченного о необходимости принятия мер для решения вопросов по укомплектованию медицинскими кадрами филиалов МСЧ-30, его руководство однообразно сообщает о том, что «…постоянно проводится работа по изысканию кандидатов на вакантные должности медицинского врачебного персонала: на сайте и на информативной доске объявлений Астраханской государственной медицинской академии, в Александро-Мариинской областной клинической больнице и ЧУЗ «Медико-санитарная часть» размещена информация о вакансиях в МСЧ-30 …».
Однако данные меры являются неэффективными. Основная причина нежелания медицинских специалистов трудоустраиваться в учреждения УИС связана с непривлекательностью данной работы. Это деятельность со спецконтингентом в режимном учреждении, но при этом, оплачиваемая ниже, чем такая же в государственном медицинском учреждении.
Решить вопросы стационарного лечения больных медико-санитарная часть пытается также посредством заключения госконтрактов об оказании медпомощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, с медорганизациями госсистемы здравоохранения.
В 2021 году такие контракты заключены, в частности, с ГКБ №3 имени Кирова – 10.06.2021 (цена контракта – 236 730, 94 руб.) и с Александро-Мариинской областная клиническая больница – 07.06.2021 (цена контракта – 150 000 рублей), на срок до 31.12.2021. Однако денежных средств, заложенных на исполнение данных договоренностей, не хватило до конца года – они закончились уже в октябре. В этой связи, осужденные не могут попасть к узким медицинским специалистам.
К примеру, к Уполномоченному в августе минувшего года обратился осужденный О. из исправительной колонии №10. Согласно медицинским документам, у О. диагностирован ряд хронических заболеваний, в частности: язва желудка и двенадцатиперстной кишки; остеохондроз; артериальная гипертензия; атеросклероз аорты; а также, в марте 2021 года – анкилозирующий спондилит (болезнь Бехтерева). В этой связи, заявитель считал, что ему должна быть установлена группа инвалидности.
По информации главного бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области, после проверки медико-экспертных документов сотрудниками бюро МСЭ №9 был составлен акт о возврате направления на МСЭ в связи с его неинформативностью и наличием дефектов в оформлении, не позволяющими вынести экспертное решение. Указанное направление было возвращено МСЧ № 30 для устранения выявленных недостатков и проведения дополнительных обследований О.
По информации МСЧ-30, «…в период с 19.10.2021 по 01.11.2021 О. находился на стационарном дообследовании в филиале «Больница» Медико-санитарной части №30. Рекомендованные лабораторные и инструментальные виды обследования проведены в полном объеме. В настоящее время врио начальника медицинской части №3 решается вопрос согласования проведения консультации врачом-ревматологом О., после которой соответствующая медицинская документация будет повторно направлена для рассмотрения в ФКУ «ГБ МСЭ по Астраханской области» Минтруда России». Затем дополнительно сообщено о том, что консультация врачом-ревматологом О. будет проведена в Александро-Мариинской областной клинической больнице после заключения госконтракта с данным учреждением.
Однако согласно постановлению правительства РФ, медицинская организация в течение 14 рабочих дней со дня поступления возвращенного направления на медико-социальную экспертизу дополняет его сведениями о результатах медицинских обследований, в случае необходимости проводит необходимые медицинские обследования и осуществляет его обратную передачу в бюро с уведомлением гражданина. Ввиду того, что вышеуказанными действиями должностных лиц МСЧ-30 нарушено право осужденного О. на охрану здоровья, гарантированное действующим законодательством, омбудсменом даны рекомендации руководству учреждения о незамедлительном принятии мер, необходимых для направления О. на медико-социальную экспертизу.
Одновременно направлено письмо в ТО Росздравнадзора по Астраханской области о принятии мер реагирования по фактам допущенных нарушений.
Окончание здесь.
ЖКХ, трудовые отношения, свалки: главное из доклада астраханского омбудсмена
Арестанты и «карательная психиатрия»: важное из доклада астраханского омбудсмена
Полиция и приставы: выдержки из доклада астраханского Уполномоченного по правам человека
Реновация по-астрахански. Омбудсмен – о ситуации с аварийным жильем
Инвалиды и власть. О нарушениях прав астраханцев с ограниченными возможностями здоровья
Губит людей вода. Астраханский омбудсмен – о ситуации с водоснабжением
«Коммуналка» и «управляшки»: главное из доклада астраханского омбудсмена
Омбудсмен доложил о ситуации с пособиями и пенсиями в Астрахани
Астраханский уполномоченный по правам человека назвал проблемы в сфере медицины
Омбудсмен Спицын обратил внимание на странности с коронавирусом в Астраханской области
Омбудсмен поведал о нарушениях прав арестантов в Астраханской области. Начало
Как в Астрахани права арестантов нарушаются
Продолжение следует