Татьяна Новосёлова: Символический ресурс Астрахани необходимо реализовать

Несмотря на то, что внешняя сторона культурного пространства Астрахани весьма разнообразна и многолика, существует множество реальных проблем, уйти от которых невозможно. Это касается и удручающего состояния многих памятников архитектуры, а также недостаточного внимания к окружающей среде, в том числе и культурной. Навязывание ложных ценностей порой даёт обратный эффект. За сложностью многих жизненных коллизий встают не решаемые десятилетиями вопросы, для ответа на которые необходимы определённые знания и опыт.

AST-NEWS.ru привык знакомить своих читателей со специалистам из различных сфер деятельности. Сегодня нашим собеседником стала Татьяна Новосёлова – эксперт социокультурного проектирования, продюсер образовательных и культурных программ. Возглавляет независимую школу «Современные литературные практики», руководит магистратурой на факультете управления культурой Московской высшей школе социальных и экономических наук.

– Что вас связывает с Астраханью?

- Мои родители переехали в Астрахань, когда я была совсем маленькой. Окончив школу, в 17 лет покинула город, чтобы продолжить образование в Екатеринбурге, затем за границей. Сейчас живу и работаю в Москве, но в Астрахани бываю достаточно часто.

– Расскажите об основных направлениях вашей профессиональной деятельности.

– Я занимаюсь культурой в широком её смысле. При этом мои занятия имеют прикладной характер. Учу студентов тому, чем занимаюсь сама – придумывать и воплощать проекты в сфере культуры. Мы не создаём творческие произведения, оставаясь исключительно в управленческих рамках. Это требует ясного понимания, что такое культура, из чего она состоит и делается. Чтобы хорошо чем-то управлять, необходимо знать основу предмета управления. Работая, например, в литературной индустрии, нужно знать, как создаются произведения в разных жанрах, что такое текст вообще, как он живет и работает в различных средах.

Стараюсь не превратиться для студентов в ментора, вещающего с трибуны, а быть практиком и самой делать различные проекты, чтобы не потерять фокуса актуальности. Управленческая рамка –важнейший аспект в культуре. В парадигме Советского Союза считалось, что хороший профессионал в своём направлении может одновременно быть грамотным управленцем, но, на мой взгляд, это не так. Управленческие компетенции – это нечто другое. Мы часто видим, в каком ужасающем состоянии находятся те или иные учреждения культуры, которыми руководят творческие люди, но не обладающие необходимыми навыками управления. Мы пытаемся в нашем подходе сочетать два этих качества – доскональное знание поля своей деятельности и владение менеджерскими знаниями.

– Ваш нынешний визит в Астрахань связан с каким-то проектом?

–  В том числе. В минувшие два года я принимала участие в исследовании по заказу Фонда Владимира Потанина, которое посвящено региональной культуре. Это был один из самых интересных моих опытов. Мы объездили тридцать российских городов, куда входила и Астрахань. Задачей исследования было понимание, как в регионах производится культура и как она потребляется, что является её двигателем и кто причастен к этому процессу.

Мне было важно понять место моего родного города в экосистеме региональных столиц. Посмотрев на Астрахань через свою профессиональную оптику, увидела много проблем. Неизбежно приходится сравнивать царящие здесь искажения с тем, что происходит в других регионах, где я проводила аналогичные исследования. За моими частыми визитами сюда стоит желание многое здесь изменить. Видя все несовершенства и зазоры между действительным и желаемым, необходимо направить силы, умения, ресурсы, чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки. Астрахань, с одной стороны, очень привлекательный город, а с другой – болевая точка, к которой хочется себя приложить.

Недавно коллеги из РАНХиГС и АГАСУ пригласили меня на конференцию, двигателем которой стала дочь Сергея Германовича Львова, Татьяна Сергеевна. Она, будучи человеком харизматичным и пассионарным, поставила перед собой задачу запечатлеть память своего папы не только в виде мемориальной доски. Она запустила общественную дискуссию на тему сохранения историко-культурного наследия, того, чем активно занимался Сергей Германович. Первые «Львовские чтения» состоялись в начале ноября. Событие проходило на базе Астраханского государственного архитектурно-строительного университета, который я считаю флагманским вузом города, так как работала с ним по другим проектам.

Там выступали эксперты с очень разными позициями и дисциплинарными подходами. В основном там освещались проблемы астраханской архитектуры, являющейся частью визуальной культуры. Помимо архитектурного акцента, были озвучены юридические аспекты, немаловажные в решение этого вопроса. Свою точку зрения также выразили представители власти разного уровня.  

– В Астрахани шла большая дискуссия вокруг мастер-плана, который не все приняли…

– Я не архитектор и могу лишь поделиться своим пониманием важности этого проекта. Мастер-план – стратегический документ, которого у Астрахани никогда не было, позволяющий соединить экспертизы разных сторон. Инициаторы проекта попытались посмотреть, подсчитать, разложить, как будет выглядеть сценарий развития города, как единого пространства, а не разрозненных участков. Такая экспертная оценка может стать руководством к действию. На «Львовских чтениях» я была модератором секции по актуализации наследия, где выступил эксперт, рассказывающий о развитии ситуации вокруг кинотеатра «Октябрь», которого не было в предыдущей версии мастер-плана. Но мне объяснили, что это живой документ, который может послужить основой для преобразования ранее не входящих в него объектов. Если у властей или других инициативных групп в городе появится возможность и желание работать в нужном направлении, то можно взять этот документ и пользоваться им, как инструкцией. Не каждый инвестор разбирается в градостроительных тонкостях, поэтому мастер-план поможет ему в реализации его проекта, а грамотно составленный документ, расскажет о его рентабельности.

В моей секции были представлены кейсы именно из регионов Поволжья – Самары, Волгограда, Нижнего Новгорода. Астрахань представили двумя объектами – «Октябрём» и ликёро-водочным заводом. Приезжие коллеги рассказывали об уже реализованных проектах, астраханцы же пока делились планами.

– И насколько реально воплощение этих планов?

– На конференции не было инвесторов. Их привлечение является следующим шагом. Команда, представившая проект ревитализации АЛВИЗа, пытается найти заинтересованных лиц, которые могли бы заинтересоваться их задумкой. Удачным примером такого преобразования стал опыт волгоградцев, которые более десяти лет назад в комплексе бывших пивных складов создали бар и начали зарабатывать деньги на дальнейшие шаги по его преобразованию на понятной услуге. Они создали там небольшое культурное пространство, деликатно отреставрировав его. Это место стало одной из главных точек притяжения города.

Приехав для своего исследования в Волгоград после долгого перерыва, спросила, где располагается очаг современной культуры, тогда мне посоветовали посетить именно креативное бизнес-пространство «Лофт1890». На конференции присутствовал создатель этого проекта, ставшего социально-культурным пространством, созданным на базе памятника архитектурного наследия. У любого инвестора есть выбор – думать исключительно о своей экономической выгоде, построив на пустом месте нечто из бетона и стекла, или вложиться в сложный, ресурсоёмкий, долгосрочный с точки зрения извлечения прибыли процесс, связанный с ревитализацией здания с прошлым. Первый вариант проще. Но второй перспективнее. Нельзя забывать о символических ресурсах, делая акцент исключительно на экономической выгоде. Со стороны властей инвесторам второго типа должны быть преференции, например, снижение налогов.

Примером подобной практики может служить опыт Томска. На административном уровне там запущена программа «Дом за рубль». Градозащитник Никита Кирсанов и его коллеги воплотили инициативу в жизнь, потратив на это 15 лет жизни. Суть программы в том, что предприниматель получает памятник архитектуры в долгосрочную аренду всего за рубль, обязуясь выполнять все обременения, связанные с его реставрацией и содержанием. Такие объекты могут быть использованы исключительно в культурной сфере. Эти условия не всегда работают, ведь это непростое и дорогостоящее предприятие, требующее от арендатора немалых усилий и капиталовложений. За время функционирования программы удалось применить подобную практику к без малого 20 объектам культурно-исторического наследия.  Таким образом, в Томске появился частный музей профессорского быта, ставшего своеобразным культурным кодом города. Также там открылась чайная с интеллектуальным уклоном, где посетители читают и обсуждают книги. Работа с архитектурными памятниками – сложный путь, но его необходимо популяризировать. Хотелось бы применить подобную практику и в Астрахани.

– Есть у вас в нашем городе единомышленники?

– Одной из целей моих исследований состояла в том, чтобы нащупать в Астрахани сообщества, объединяющие неравнодушных. Направленность их деятельности разная. Мне не удалось найти какой-либо действенной общественной организации, но я знаю астраханцев, занимающих активную жизненную позицию, и стремящихся сделать свой город лучше. Но все они скорее разъединены, чем объединены. Много прекрасных людей из АГАСУ – Татьяна Цитман, её студенты и выпускники вуза, делающие много реальных дел. Они проводят архитектурные патрули, создают музей деревянной архитектуры, не давая исчезнуть визуальной культуре города. Как эксперт я контактировала с Астраханской картинной галереей, краеведческим музеем, другими учреждениями культуры. За пять лет моих попыток создать в Астрахани интересные культурные проекты, поняла, что их можно воплотить только низовыми инициативами. Есть такая профессия – менеджер сообществ. В Астрахани такие специалисты необходимы, ведь многие ключевые институты тут вообще не развиты. Чтобы начать заниматься преобразованиями в культурной сфере, необходимы люди, способные к самоорганизации. Как практик, стараюсь меньше рассуждать, а больше делать, но работа в этом направлении в Астрахани идёт не так благополучно, как в других регионах. Но я не отчаиваюсь и пытаюсь найти людей, имеющих своё видение по преобразованию культурного ландшафта города.