Улица Чалабяна, как и три её соседки: Наташи Качуевской, 3-я Интернациональная и Маяковского, отталкиваясь от улицы Калинина, устремляется к старейшему городскому рынку Большие Исады.
За свой долгий век улица Чалабяна сменила несколько названий. До 1837 года она скромно именовалась Средней. Далее стала Николо-Часовенной или Николо-Часовенской: через площадь с конной статуей Курмангазы Сагырбаеву стоит часовня Николая Чудотворца, часть Благовещенского монастыря.
С приходом советской власти улицы с таким именем быть не могло. В 1920 году её нарекли 2-й Интернациональной. Соседние улицы получили такие же названия с другой нумерацией. Через шестнадцать лет новое название – Астраханская. Ещё через пару лет снова передумали, и вот уже 83 года она носит имя Степана Ивановича Чалабяна, молодого большевика, уроженца Астрахани. Он застрелился в июне 1921 года, попав в окружение противника недалеко от одного из сёл в Армении.
Улица начинается красиво: по чётной стороне на пересечении с Калинина стоит памятник архитектуры регионального значения – Дом Соломонова, построенный в первой половине XIX века. Его состояние печальное: нижняя часть фасада осыпается, поэтому её скрыли за расписной тканью. Вид камуфляжа с претензией на эстетику для Астрахани редкость. Большинство памятников архитектуры разрушаются напоказ.
Усадьба с закруглённым углом, стоящая напротив, приведена собственниками в порядок. Бережно восстановлены деревянные жалюзи на окнах, поставлены стилизованные двери и козырьки и даже установлена мемориальная доска Фарманову Фёдору Григорьевичу – астраханскому врачу-стоматологу и реформатору местного здравоохранения, проживавшему в этом доме.
Общее состояние улицы тревожное. Доживают свой век аутентичные детали: старые номера, оригинальные дверные ручки, деревянные заборы и наличники, затейливые окна веранд. Вся эта уходящая натура ветшает на глазах, но с достоинством поддерживает колорит типичной астраханской улицы, имеющей лицо и стиль.
Хозяева красят свои владения в разные цвета, что местами придаёт улице отчаянную весёлость, традиционную для этих мест.
На пересечении с улицей Саратовская стоит и разрушается памятник архитектуры и градостроительства второй половины XIX века – усадьба Бирижанова. Одна надежда на прочность строения и адекватность собственников. Но судя по тому, что к изящному особняку приделан уродливый пристрой, ситуация с сохранением первозданного вида здания вышла из под контроля.
Гордость этой улицы и боль одновременно – здание клуба Астраханского казачьего войска, возведённого по проекту выдающегося архитектора Вальдовского-Варганека. Объект культурного наследия регионального значения пребывает не в лучшем, хотя и не в критическом состоянии. В здании, построенном в первом десятилетии XX века, размещались музей, бильярдные комнаты, библиотека, обеденные залы для астраханского казачества. Вся былая слава этого места в прошлом.
После пересечения с улицей Победы наша героиня, как и её соседки, постепенно приобретают черты пёстрого восточного базара с аляповатыми вывесками, живописными дворами и прочими диковинными атрибутами.
Тем не менее, в последних кварталах улицы Чалабяна можно встретить образцы астраханского градостроительства рубежа XIX–XX веков: бывшее Астраханское епархиальное женское училище, комплекс зданий паровой фабрики Фёдорова, Дом с лавками.
Вот такая она улица Чалабяна – богатая и бедная одновременно, со шлейфом увлекательных историй не одного поколения астраханцев, живших и умиравших здесь. Какой она предстанет перед будущими ею обитателями?
Екатерина Некрасова