Атаманствующий председатель или председательствующий атаман

Примечательные люди – это украшение нашего общества и жизни. Примечательные люди чаще всего встречаются среди начальствующих, которые бывают самых разных рангов. Естественно, что самые интересные примечательные люди – это представители с самых верхов. Об одном таком человеке мы и расскажем.


Константин Алексеевич Маркелов родился в 1962 году в селе Николо-Комаровке Камызякского района Астраханской области.


Следующие 27 лет жизни Константина Алексеевича ничего примечательного не принесли – всего лишь десять лет школы, пять лет пединститута имени С.М.Кирова, и столько же лет преподавательской деятельности в родном Камызякском районе.


А вот 1989 год принёс сюрприз – Константин Маркелов начал работать в Астраханском обкоме ВЛКСМ: сначала заведующим отделом идеологической работы, а затем секретарём Астраханского обкома ВЛКСМ. Нетрудно представить дальнейшую карьеру нашего героя – обком КПСС, а там, вполне возможно, и Москва… В ЦК КПСС любили рослых функционеров…


Но судьба взяла и повернулась другим боком – настал август 1991 года. Началась другая жизнь. Сначала – так себе.


С 1991 по 1997 год Константин Маркелов возглавляет комитет по делам молодёжи администрации Астраханской области. Это было как бы продолжением комсомольской деятельности, но уже без особого задора.


С 1997 по 2001 год К.Маркелов занимает должность председателя лицензионной палаты администрации Астраханской области. Это вообще форменный бред – водка, сигареты, причём то правые, то левые, хотя качество – одно и то же. На первом году работы – 16 декабря 1997 года, днём в центре города был застрелен сотрудник лицензионной палаты Владимир Тарасов. Событие это омрачило Маркелову впечатление от занимаемой должности. Убийцу Тарасова так и не нашли. Да и кому это было надо?


В первую очередь об этом мог бы позаботиться председатель лицензионной палаты, чтобы не было никакой недосказанности и недопонимания со стороны общественности.


Но в 2001 году все эти кошмары кончились – 15 февраля Константин Маркелов утвердился в должности члена Совета Федерации, представителя от администрации Астраханской области.


В Совете Федерации Маркелов выбрал для себя два направления деятельности – развитие информатизации и международное сотрудничество. Он стал первым замом председателя комитета по делам СНГ, участвовал в комиссии по информационной политике и в комиссии по взаимодействию со счётной палатой. Вскоре его избрали сопредседателем межпарламентской группы Россия-Азербайджан и заместителем сопредседателя межпарламентской группы Россия-Армения. Простым азербайджанцам и армянам не стало легче попасть в Россию, но хороший задел был сделан для абстрактной «дружбы народов».


Неизвестно, как дальше сложилась бы судьба будущего главы астраханского правительства, если б не одно печальное событие – смерть губернатора Анатолия Петровича Гужвина.


Короче, в феврале 2005 года Константин Алексеевич был назначен председателем правительства Астраханской области, а при этом являясь ещё и вице-губернатором.


Председателем правительства работать очень хорошо. Главное – назначить на все министерские посты достойных и преданных людей – и можно спокойно поплёвывать в потолок своего кабинета или практиковаться в джигитовке и совершенствоваться во владении шашкой и пикой.


Но, как оказалось впоследствии, назначив нового министра, можно и проколоться.


Так и случилось с министром спорта и туризма Сашой Хозовым. Он при всём своём министерском образе не имел не только высшего спортивного образования, но и никакого другого высшего. И это при том, что дипломы очень даже просто продаются на просторах интернета.


Но Хозов был неприятным исключением – все остальные министры областного правительства представляли из себя гармоничных представителей астраханской политической элиты с настоящим высшим образованием. Они не волновали Константина Маркелова.


Его волновали казаки.


В 2011 году настораживало только положение с казаками. Одни из них чувствовали себя преемниками казаков времён Тараса Бульбы. Другие ощущали на себе влияние своего милицейского прошлого. Естественно, подобные чувства разводят казаков в разные стороны, а не объединяют.


Астраханские казаки, входящие в состав Всевеликого войска Донского, были разрозненны, им не хватало авторитетного лидера. Срок полномочий прежнего атамана истёк, а нового избрать не смогли: после многочасовых дебатов Большой круг так и не определился с лидером.


Тогда донской атаман Виктор Водолацкий предложил Маркелову возглавить астраханское казачество. Выбор не случаен: именно Константин Алексеевич уже несколько лет возглавлял правительственную рабочую группу по делам казачества. И снова риск и большая ответственность, и снова согласие.


17 декабря 2011 года Большой круг астраханского казачества единогласно избирает Маркелова атаманом.


Константин Маркелов, вероятно, понимал, что в глазах россиян казаки всё ещё ряженые, а никак не реальная сила.


Казаки никогда не впишутся в Вооружённые силы страны. Трудно представить казачью лаву против напичканных электроникой американских танков и БТР.


Казаки не могут быть и полицейскими силами в силу своей социальной неадекватности.

Казаки – это скорее всероссийский клуб, как аналог японских клубов поклонников самурайских традиций.


Сюда хорошо вписываются конные казачьи походы по боевым межрегиональным местам, если только расходы на эти походы не идут из регионального бюджета, который задыхается без федеральных вливаний.


Эти конные походы, так любимые Маркеловым, никакой боевой выучки не дают. Это всего лишь конные променады от пьянки до пьянки за счёт бюджета, только ещё более обесценивающие «казачью идею».


Сочетание должности председателя областного правительства миллионной области с очень расплывчатыми и неопределёнными обязанностями областного казачьего атамана делают Константина Маркелова центром столкновений различных противоречий.


Но вот накатила конкретика – астраханский суд 1 декабря 2008 года вынес решение об обязательном выделении семье Яхъяевых, в которой живёт инвалид, благоустроенной квартиры площадью не менее 90 квадратных метров.


Председателю правительства Астраханской области Маркелову было вручено требование в срок до 3 августа 2009 года обеспечить семью Яхъяевых квартирой, согласно решения суда, но к указанному сроку ничего в жилищных условия Яхъяевых не изменилось.


Решение суда – закон. Неисполнение решения суда представителем власти, государственным служащим карается по ст.315 Уголовного кодекса Российской Федерации штрафом в размере до 1 млн 732 тысяч рублей или лишением свободы на срок до двух лет. В этой статье УК речь идёт о «злостном неисполнении», но разве не злостное неисполнение – не найти за восемь месяцев квартиру в полумиллионном городе?


Но до уголовного преследования в данном случае пока не дошло.


Согласно постановления о привлечении к административной ответственности от 26 августа 2009 года, председатель правительства Астраханской области Маркелов К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения. Ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 тысячи рублей.


Это очень символично. Это как бы реальная оценка деятельности Константина Маркелова.


Нельзя сидеть на двух стульях. Надо выбрать один. Нужно быть или только председателем областного правительства, или только председателем областного казачьего клуба. Третьего не дано.


Виктор Зоркий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 33 (643)