Не так призвездились. Что думают о финансово-экономическом спаде местные лидеры

Бузят провинциальные мозги. Не дают покоя. Не то власти делают и не так. Если так, то почему становится хуже, а не лучше. Стал искать, что же думают об этом лидеры местных ветвей власти.


На официальном сайте областной думы – рабочие будни. Поздравления журналистов с праздником, проблемы «дикого туризма», ещё одно поздравление, межпарламентское взаимодействие, перевод часов… Вот, наконец-то, интервью А. Клыканова ахтубинским тележурналистам. Отличная площадка, чтобы заявить о своих и планах законодательной власти в этот сложный момент жизни. Времени практически нет, надо действовать. Зря вслушивался в мысли главного думца области.


Холёное спокойное лицо, дорогой костюм, складная речь. Но где, на взгляд законодательного лидера, первопричина стремительного спада? Как, вообще, будем выбираться из бедственного социально-экономического болота? Или продолжим ждать повышения котировок на нефть? Они, конечно, помогут даже при бездействии. Но надолго ли?


Лишь в конце интервью – отбитый монтажёром раздел о кризисе. Мимолётный по форме, невнятный по содержанию. В том смысле, что все беды как бы от планет, которые выстроились крайне неудачно, да векторы не так сложились. Словом, если бы не отрицательный парад звезд… В завершении округло осторожные размышления Клыканова обрели оттенок легкого оптимизма. Вот если возьмёмся за работу все вместе – резюмирует он, – обязательно справимся…


Планы по устранению последствий разыгравшегося кризиса отвечающего за облправительство отыскать вообще не удалось. Может, плохо искал. На официальном сайте правительства Астраханской области – рутинная работа. Три последних заседания – от мероприятий по гражданской обороне, учёта граждан и ходе выполнения указов президента, до задач по проведению года кино.


Нет того, что хотел узнать и на персональном сайте Маркелова. Вот не чувствуется ни мобилизации, ни особой тревоги. Неужели они разгадали тайны нефтяного рынка? Поэтому как бы тишь гладь, да божья благодать. Ничего, впрочем, удивительного. Судя по декларациям о доходах, кризис к этим господам доберётся ещё очень не скоро. Если вообще приблизится. И дело не в огромных зарплатах начальников, а в том, что эти большие деньги – аванс за их надлежащую заботу о людях, о производстве, о порученном деле.


Доверие необходимо отрабатывать, а не повторять как мантру о внезапно свалившемся коварном экономическом кризисе. Причём, чуть ли не по воле не так пристроившихся планет…


Да нет никакого экономического кризиса. Он случается, где резко стопорится активно производящая экономика. У нас произошло предсказуемое разбалансирование банковско-хозяйственной системы из-за рухнувших цен на нефть. Эта система почти на 70 процентов опиралась как раз на доходы от углеводородов. Нефтедолларовый поток вдруг иссяк, а занять деньги на Западе проблема – препятствуют санкции. Всё. Мы ожидаемо попали в ловушку, о которой и год, и пять лет назад без конца талдычили независимые экономисты.


Слазить с так называемой нефтяной иглы будет больно и трудно, но иного выхода нет. Ожидать повышения цен – рискованно. Прежних уже не будет. Поправить положение раздачей денег банкам и госкорпорациям тоже не получится. Деньги заканчиваются, а взять негде. Надо приступать к серьёзной болезненной структурной реформе. Иначе будет ещё хуже.


Чтобы приступить к чему-то, надо иметь, как модничают политологи, дорожную карту реформ. Что имеем мы? Давайте без метафизики, менталитета и прочей философии. Вспомним среднюю школу.


Итак, среди разрекламированных антикризисных мер предлагается сокращение «неэффективных» (зачем планировали?) статей бюджетных расходов. Но это первостепенная и крайне необходимая задача каждого дня работы любого правительства. Во все времена года. Причём тут кризис?


И метод раздачи денег всем «сестрам по серьгам», отобрав их у других – тоже не совсем антикризисное мероприятие. Больше похоже на имитацию бурной работы. Вроде что-то делается, автопрому дали денег, сельскому хозяйству подбросили, ещё кому-то выделили дополнительные миллиарды… Но где системность, так называемый комплексный подход к реальному реформированию безнадёжно устаревшего или утраченного промышленного производства? Каждый экономист знает, что при устойчивом падении внутреннего спроса, ни в коем случае нельзя увеличивать налоговую нагрузку. Однако Минфин предложил повысить акцизы на бензин, взносы в социальные фонды…


Так когда, действительно, начнутся структурные реформы экономики, о которых давно говорят даже в телевизоре? Выходит, что проводимые антикризисные мероприятия закончатся, когда иссякнут последние деньги?


А где обещанное возвращение инвестиционных льгот – самого жизненно важного условия для реанимации экономики? Инвестиции – это же как топливо для самоходной баржи. Плыть она без горючего ещё сможет, по течению: медленно, беспорядочно. Пока река не вольётся в море. Закончилось течение (цены на нефть) – всё, аварийная остановка…


Почему тормозится запланированная было отмена жесткого коррупционного «регулирования» бизнеса и предпринимательской деятельности? Смешно и больно читать статистику: ограничили количество плановых проверок бизнес предприятий, через год – на столько же выросло число внеплановых ревизий. Детский сад, ей богу…


Необходимо решительно и радикально сократить многочисленные бюрократические надзорные и контролирующие органы, ликвидировав дублирующие. Запрет количества проверок, как выяснилось, ни к чему задуманному не приводит.


И вообще, правительство (и правящая партия) должны, наконец, определить для себя главную цель и задачу реформирования всего хозяйства. Что мы хотим, куда движемся?


Например, выбрать основополагающую магистральную цель, на которую направить все силы и средства.


Самая что ни на есть важная и долгожданная из многих – поднять уровень жизни российского населения хотя бы до среднеевропейского. Среди других важных направлений – эта неотложная. Разработать пошаговый план, дорожную карту, комплексную программу. Как хотите всё это назовите, но чтобы с конкретными исполнителями, сроками и лично ответственными за конечный результат. Главный ответственный, естественно, руководитель правительства. И направить на выполнение цели все оставшиеся средства. Кто чего стоит, станет понятно быстро. Не справятся, министры-капиталисты, извольте в отставку! Все дружною толпою, во главе с председателем.


Тут я бы поддержал даже идеологических противников – коммунистов, разогревающихся сейчас на своих радикальных предвыборных лозунгах. Среди которых требование – правительство Медведева в отставку! Верно, пусть уходит со своими «эффективными менеджерами», если не справится с выполнением первоочередных по стабилизации социально-экономического положения в стране.


Возвращаюсь к местным лидерам. Не думаю, что они ничего не смыслят в происходящем и не осознают сложности ситуации. Скорее всего – разбираются, но сказать об этом открыто без команды сверху вряд ли осмелятся. Это к вопросу о положении местного самоуправления.

Понимаю, что все обозначенные антикризисные рецепты – глубоко провинциальные, но и задачи не вселенского масштаба: во что бы то не стало удержать нормальные стандарты жизни населения, не дать провалится в абсолютную нищету.


Николай Василич, журналист, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 7 (665)