Как преодолеть кризис-2020: советы экспертов астраханскому бизнесу
Мы продолжаем спецпроект в помощь астраханскому бизнесу в период пандемии коронавируса. Ранее своими антикризисными и практическими советами с нашими читателями поделились эксперты Станислав Махринский, Анастасия Стефанова, Елена Гаджиева, Катерина Путилина, Никита БогатыревНаталья Данилова и Владимир Тюменев.

Сегодня у нас в гостях руководитель компании «IT Support» Степан Бабаев.

бабаев.jpg

- В какой сфере деятельности работает ваша компания?
- Компания «IT Support» работает в сфере IT аутсорсинга почти 10 лет, сопровождая IT-инфраструктуру заказчика и автоматизируя различные направления бизнеса.

- С какой самой острой проблемой столкнулся ваш бизнес сегодня?
- Мы, как сервисная компания, в большей степени работаем в рамках долгосрочных контрактов обслуживания, которые предусматривают ежемесячное поступление оплат от пула клиентов. Сегодня многие отрасли встали на паузу. Среди застывших бизнесов есть и наши клиенты, что повлекло снижение дохода, отсрочку запуска многих уже запланированных проектов. При этом штат и сотрудники, которые являются главным ресурсом IT-Компании, требуют определённого уровня обеспечения. И дело даже не в запрете на увольнение, а в том, что текущий кризис, как и любой другой, закончится, клиенты и проекты снова будут прирастать, и важнейшая наша задача – сохранить весь кадровый состав, всю команду.

- Какие меры и ресурсы вы применяете для решения этих задач?
- Пришлось пересмотреть многие расходы, активно передоговариваться с поставщиками и арендодателями, в частности, отказаться от аренды офиса в Краснодаре, перейдя на работу из дома. Сейчас это естественно и никого не удивляет. Чтобы сохранить всех специалистов, нам пришлось, как и многим коллегам-предпринимателям, пойти на непопулярные в обычное время меры. Временно пересмотрена система премий всех сотрудников.

- Как изменилась коммуникация с вашим клиентом – реклама, пиар, маркетинг, автоматизация управления взаимоотношениями?
- Принятые меры на финансовых вопросах не заканчиваются. Больше внимания требуется текущим клиентам. Сейчас важно слышать малейшие желания рынка и успевать реагировать на них. Удалённая работа персонала подтолкнула нас ещё больше освоить методы дистанционного управления бизнесом и проведения видеовстреч – как с сотрудниками, так и с клиентами.

- Какие методы вы используете для преодоления сопротивления со стороны персонала организационным изменениям?
- Нам удалось избежать сколько-нибудь серьёзного сопротивления сотрудников в ответ на вынужденные организационные и административные меры. Это результат здоровой корпоративной культуры, которой уделялось внимание последние несколько лет. Как оказалось, инвестиции в культуру были верным вектором.

- Пришлось ли вам для спасения бизнеса инвестировать собственные средства?
- Нам удаётся удерживать компанию на самообеспечении, не прибегая к вливаниям собственных средств. Это следствие качественного изменения в управлении финансами и внедрения бюджетирования в 2019 году.

- Как изменились потребности ваших клиентов?
- Мы наблюдаем изменение потребностей рынка. Для многих, кто откладывал внедрение автоматизации и CRM – откладывать стало невозможным. Те, кто не был настроен на оптимизацию процессов и расходов, передав IT аутсорсинг – текущая ситуация повысила приоритет этих задач. Клиенты стали открыты к диалогу и более готовы к изменениям. И, несмотря на финансовые трудности, достаточное количество компаний находят ресурсы для вложения в автоматизацию. Уверен, они перекраивают бюджеты, отказываясь от того, от чего можно отказаться в пользу вложений, которые позволят работать эффективнее, контролировать распределённых по своим домам сотрудников, иметь возможность уловить каждое обращение клиентов.

- Что вы сделали для повышения конкурентоспособности своей компании?
- Сейчас полным ходом идёт стратегическое планирование дальнейшего развития «IT Support», учитывая все текущие и прогнозируемые в будущем изменения. Кризис – лучшее время для роста, ведь изменения для всех участников рынка стали неизбежны, люди стали готовы обсуждать предложения новых решений и оптимизации. Мы настроены воспользоваться этой возможностью. Желаю всем скорого завершения всех сложностей, связанных с пандемией.

Комментарии экспертов

Станислав Махринский, консультант по внешним коммуникациям консалтингового агентства «Каспийская лаборатория»:
Степан совершенно правильно заметил, что бизнес улавливает каждое обращение клиентов, используя для этого современные информационные решения: наступило время, когда каждый потребитель услуги, в независимости от размера среднего чека, на вес золота. Перейдя прямо сейчас на такую систему построения взаимоотношений с клиентами, любой предприниматель, который не находится в режиме паузы, получит несколько важных конкурентных преимуществ. Он научится работать с информационными системами, адаптирует все процессы для мгновенной коммуникации с клиентом, обновит пул лояльных клиентов, используя, в числе прочего, возможности автоматизации обратной связи.

Анастасия Стефанова, финансовый и инвестиционный аналитик, региональный представитель Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» в Астраханской и Волгоградской областях:
Как финансовый аналитик, хочется отметить, что Степан Бабаев правильно сделал акцент на выстроенной заранее системе финансового анализа и учёта денежных потоков в компании. И это во многом ему помогло вовремя и в верном балансе снизить расходы, ввести антикризисные решения. В дальнейшем особое внимание нужно уделять и модели управления дебиторской задолженностью: кризисная ситуация задела всех и каждого, и оплата клиентов за услуги может существенно растягиваться во времени. А текущие расходы компании должны покрываться оборотными средствами. Поэтому финансовое планирование и бюджетирование займёт важное место в финансовой стратегии компании.